Найти тему
Замочная скважина-news

«Последнее танго в Париже»: как снимали известные сцены и как сокращала фильм цензура

Оглавление
В СССР это кино было под запретом. Познакомиться с неоднозначным творением знаменитого Бертолуччи советские граждане смогли лишь в эпоху видеосалонов. Соблазнившись на заявленные в афишах клубничные киномоменты, зрители дружно заполняли залы...
В СССР это кино было под запретом. Познакомиться с неоднозначным творением знаменитого Бертолуччи советские граждане смогли лишь в эпоху видеосалонов. Соблазнившись на заявленные в афишах клубничные киномоменты, зрители дружно заполняли залы...

Скандал спустя десятилетия

Фильм был снят почти полвека назад, однако он до сих пор вызывает ожесточённые споры. Его и сегодня включают в топы «самых смелых картин в истории кино», несмотря на то, что после 1972 года вышло огромное количество куда более разнузданных картин.

Уже в 2016-м вокруг «Последнего танго в Париже» разразился жуткий скандал, которому предшествовала публикация откровений Бернардо Бертолуччи. Режиссёр решил поведать о том, как снималась мелодрама вообще и некоторые её эпизоды в частности.

Выяснилось, что актрису Марию Шнайдер заранее не предупреждали о том, что будет происходить в ряде из совместных сцен с Марлоном Брандо. Режиссёру хотелось добиться неподдельных эмоций в кадре - удивления, обиды и, может быть, даже ярости.

При этом несчастная Шнайдер даже не подозревала, что у неё есть полное право отказаться. Актрисе достаточно было сделать всего один телефонный звонок своему адвокату или киноагенту.

Почему был недоволен Брандо

"Последнее танго в Париже", кадр из фильма, фото из открытых источников
"Последнее танго в Париже", кадр из фильма, фото из открытых источников

Во время работы над картиной Марии едва исполнилось 19. Её партнёру по фильму - маститому Марлону Брандо - было 48.

Брандо, кстати, тоже остался весьма недоволен картиной. Ему не понравилось то, как смотрелось в кадре его тело. Впрочем, разочарование артиста могло бы оказаться ещё сильнее, если бы режиссёр не вырезал из финальной версии наиболее неприглядные (для Марлона) кадры. Дело в том, что Бертолуччи... отождествлял себя с главным героем, а потому старался, чтобы тот не выглядел слишком уж неприглядно.

Шнайдер также признавалась, что после съёмок возненавидела «оскароносного» Бертолуччи. А вот знакомством с Брандо она, напротив, дорожила. Встречу с Марлоном актриса называла главным, что она получила от съёмок в «Последнем танго в Париже».

Душевная травма Шнайдер

"Последнее танго в Париже", кадр из фильма, фото из открытых источников
"Последнее танго в Париже", кадр из фильма, фото из открытых источников

Кстати, фильм, признанный мировой киноклассикой, стал первым и последним в биографии Марии, в котором она согласилась сниматься без одежды. После выхода картины режиссёры завалили её предложениями поучаствовать в других взрослых проектах, однако Шнайдер всегда отказывалась.

Более того, в какой-то момент актрисе пришлось бороться с депрессией. Она началась у артистки из-за того, что режиссёры воспринимали её исключительно как звезду для «специфических» фильмов. Мария жалела, что выбрала съёмки у Бертолуччи. Одновременно с приглашением в «Последнее танго» ей поступало и другое предложение - сыграть в одной картине с Аленом Делоном... Но Мария выбрала Бернардо.

Как запрещали «Последнее танго»

"Последнее танго в Париже", кадр из фильма, фото из открытых источников
"Последнее танго в Париже", кадр из фильма, фото из открытых источников

Под запрет картина попала не только в Советском Союзе. Например, в Канаде разрешили к большому показу лишь сильно сокращённую версию. В Шотландии, тем временем, на прокат фильма был наложен запрет, без каких-либо исключений. Под табу кино угодило в Италии и Португалии. Не остались в стороне Сингапур и Корея, где также наложили официальный запрет на просмотр картины.

Кстати, первоначальный хронометраж «Последнего танго в Париже» составлял 4 часа. Однако режиссёру ничего не оставалось, как сократить своё творение до полутора часов. Впрочем, и после этого история неоднократно попадала под ножницы цензуры: чаще всего демонстрировалась мелодрама длиной 1 час 29 минут, тогда как авторский «вариант для кинотеатров» - 1 час 36 минут.