Скандал спустя десятилетия
Фильм был снят почти полвека назад, однако он до сих пор вызывает ожесточённые споры. Его и сегодня включают в топы «самых смелых картин в истории кино», несмотря на то, что после 1972 года вышло огромное количество куда более разнузданных картин.
Уже в 2016-м вокруг «Последнего танго в Париже» разразился жуткий скандал, которому предшествовала публикация откровений Бернардо Бертолуччи. Режиссёр решил поведать о том, как снималась мелодрама вообще и некоторые её эпизоды в частности.
Выяснилось, что актрису Марию Шнайдер заранее не предупреждали о том, что будет происходить в ряде из совместных сцен с Марлоном Брандо. Режиссёру хотелось добиться неподдельных эмоций в кадре - удивления, обиды и, может быть, даже ярости.
При этом несчастная Шнайдер даже не подозревала, что у неё есть полное право отказаться. Актрисе достаточно было сделать всего один телефонный звонок своему адвокату или киноагенту.
Почему был недоволен Брандо
Во время работы над картиной Марии едва исполнилось 19. Её партнёру по фильму - маститому Марлону Брандо - было 48.
Брандо, кстати, тоже остался весьма недоволен картиной. Ему не понравилось то, как смотрелось в кадре его тело. Впрочем, разочарование артиста могло бы оказаться ещё сильнее, если бы режиссёр не вырезал из финальной версии наиболее неприглядные (для Марлона) кадры. Дело в том, что Бертолуччи... отождествлял себя с главным героем, а потому старался, чтобы тот не выглядел слишком уж неприглядно.
Шнайдер также признавалась, что после съёмок возненавидела «оскароносного» Бертолуччи. А вот знакомством с Брандо она, напротив, дорожила. Встречу с Марлоном актриса называла главным, что она получила от съёмок в «Последнем танго в Париже».
Душевная травма Шнайдер
Кстати, фильм, признанный мировой киноклассикой, стал первым и последним в биографии Марии, в котором она согласилась сниматься без одежды. После выхода картины режиссёры завалили её предложениями поучаствовать в других взрослых проектах, однако Шнайдер всегда отказывалась.
Более того, в какой-то момент актрисе пришлось бороться с депрессией. Она началась у артистки из-за того, что режиссёры воспринимали её исключительно как звезду для «специфических» фильмов. Мария жалела, что выбрала съёмки у Бертолуччи. Одновременно с приглашением в «Последнее танго» ей поступало и другое предложение - сыграть в одной картине с Аленом Делоном... Но Мария выбрала Бернардо.
Как запрещали «Последнее танго»
Под запрет картина попала не только в Советском Союзе. Например, в Канаде разрешили к большому показу лишь сильно сокращённую версию. В Шотландии, тем временем, на прокат фильма был наложен запрет, без каких-либо исключений. Под табу кино угодило в Италии и Португалии. Не остались в стороне Сингапур и Корея, где также наложили официальный запрет на просмотр картины.
Кстати, первоначальный хронометраж «Последнего танго в Париже» составлял 4 часа. Однако режиссёру ничего не оставалось, как сократить своё творение до полутора часов. Впрочем, и после этого история неоднократно попадала под ножницы цензуры: чаще всего демонстрировалась мелодрама длиной 1 час 29 минут, тогда как авторский «вариант для кинотеатров» - 1 час 36 минут.