(Gladiator, 1992, США)
Это кино в год его выхода на экраны российских (уже не советских) видеосалонов я пропустил. А познакомился с ним впервые лишь через год, никогда не угадаете, при каких обстоятельствах.
Впрочем, раз уж я о них заикнулся, так и быть, расскажу.
А было это в июле 1993-го, когда я отслужил в армии всего неделю и стоял дневальным на тумбочке в своем первом наряде по роте. А рота в этот момент (было воскресенье) смотрела принесенные старшиной "видики", как сейчас помню - "Во имя справедливости (Нико 4)" и "Гладиатора".
Забавно то, что сам телевизор был вне поля моего зрения, но я видел отражение экрана в зеркале из бытовки. Причем не всего экрана, а где-то три четверти оного, но и этого хватало, чтобы одним глазом получать удовольствие вместе со всеми. Не забывая, само собой, другим глазом наблюдать за входом и вызывать дежурного при появлении в казарме кого следует.
Конечно, после армии я пересмотрел "Гладиатора" Херрингтона ("Придорожная закусочная") в более комфортной обстановке, но для понимания его незамысловатого сюжета мне хватило и первого "тумбочного" сеанса. И всё же, прикидываясь боксёрской драмой, это кино не выглядит рыбой-прилипалой к 5-серийной (на тот год) акуле жанра - "Рокки". Вовсе нет, ведь сценарий для Херрингтона писал автор трёх классических частей "Парня-каратиста" Роберт Марк Кэмен. Отчего и по духу, и по построению сюжета "Гладиатор" ближе к какой-нибудь ван-даммовской "Самоволке" , чем к сталлоневской классике.
Итак, здравствуйте - его зовут Томми Райли (Джеймс Маршалл) и он... пока ещё школьник! Который недавно переехал с папой (это вся их семья) в Детройт, но так как папа на новой работе постоянно в дальних командировках, Томми предоставлен сам себе. Правда, парень он ответственный и в свободное от учёбы время подрабатывает посудомойщиком в кафешке. Где заодно приударяет за дочкой хозяина, да и вообще в его жизни пока худо-бедный ништяк.
Разумеется, ненадолго.
А ещё Райли на радость своих новых друзей и горесть недругов отличный боксёр. И тоже быстро находит применение своим спортивным талантам, разве что уже не от хорошей жизни. Которая резко поплохела, когда однажды к нему нагрянули два быковатых молодца и заявили, что его батя задолжал им охрененный карточный долг. А поскольку бати как обычно не было в городе, Томми решил побыть примерным сыном и разрулить ситуёвину самостоятельно. Причём без встречного быкования, а исключительно по понятиям.
Вышло одновременно и хорошо, и не очень. Придя на поклон к устроителю подпольных боксерских поединков Хорну (Брайан Деннехи), Томми попросил его выкупить долг отца. Естественно, в обмен на томмино безвозмездное участие в тех поедиках, благо Хорн уже подкатывал к нему с таким предложением.
Иными словами, бедняга Райли добровольно продал себя в рабство. Чем оправдал название фильма и на собственной шкуре пережил, что чувствовали древнеримские гладиаторы. Тем более, что на хорновых аренах гибель бойцов тоже была частым явлением, ведь боксёрские правила там никто отродясь не соблюдал.
***
В общем, бо́льшую часть фильма Томми будет решать уже иную проблему: как ему поскорее расплатиться с кредитором и завязать с его боями, пока Томми самого не раскатали по рингу тонким слоем фарша. А поскольку Хорн и не думал так легко отпускать своего лучшего гладиатора, Райли надо поднапрячься, чтобы распрощаться с этим хищником ценой наименьшей крови.
Что ни говори, хорошее и правильное мордобойное кино, пускай сегодня практически забытое.