Период наполеоновских войн – это время, когда в истории происходили самые невероятные события –рушились тысячелетние империи, десятками возникали и исчезали государства, вчерашние солдаты становились маршалами, а крестьяне – министрами. Но даже на этом фоне жизнь Жана-Батиста Бернадота выглядит как остросюжетный художественный роман. Пятый сын не очень успешного провинциального адвоката, не имевший даже дворянского звания, оказался к концу жизни королём Швеции, положившим начало династии, правящей этой скандинавской страной до сих пор. Как же это произошло?
Жан-Батист родился в 1763 году в городе По в Гаскони. Когда ему было 17 лет – умер его отец и семья осталась без средств к существованию. Не имея денег на образование он был вынужден записаться в армию, где и раскрылись его таланты. Блестящий фехтовальщик и превосходный тактик, он быстро стал сержантом, но недворянское происхождение закрыло ему дорогу к офицерским чинам. На его счастье в 1789 году началась Великая французская революция, которая, с одной стороны - отменила все сословные привилегии, а с другой – положила начало непрекращающейся череде вооружённых конфликтов как внутри Франции, так и за её пределами, позволившей талантливым военачальникам проявить себя. Получив свой первый офицерский чин – младшего лейтенанта – в 1790 году, спустя 4 года он был уже бригадным генералом. А после того, как в 1797 году служба сводит его с Наполеоном Бонапартом и между ними завязываются дружеские взаимоотношения, карьера Жана-Батиста становится и вовсе головокружительной – к 1810 году он получил звание маршала и титул князя и успел побывать и военным министром и наместником в Дании и губернатором северо-германских земель. Однако, быстрая военная карьера в революционной Франции не была чем-то уникальным для талантливого полководца. Похожий путь прошли почти все маршалы Наполеона – Ней, Даву, Массена. Но, в отличие от них, Бернадот оказался не только хорошим военным, но и отличным политиком. Снисходительный к пленным, справедливый к населению управляемых провинций, продвигающий своих сослуживцев по службе маршал очень быстро стал крайне популярным не только во Франции, но и за её пределами. Эта популярность и открыла ему дорогу к шведскому трону.
Дело в том, что к 1810 году в Швеции назрел династический кризис – король Карл XIII не только не имел наследника, но и стал проявлять признаки слабоумия, и всё это на фоне постоянной череды военных поражений от наполеоновской Франции. В этих условиях Государственный совет решил найти стране нового короля, и выбор пал именно на Бернадота, гуманное отношение которого к пленным шведам сделало его достаточно популярным в стране. Это позволяло с одной стороны избежать внутреннего конфликта между придворными группировками, так как он был равноудалён от любой из них, а с другой – задобрить Францию и прекратить конфликт между странами. Наполеон, видя растущую популярность своего маршала среди населения и желая удалить из страны своего потенциального соперника, ухватился за предложение шведов и, уволив Жана-Батиста с военной службы, разрешил ему принять шведское подданство. Так 21 августа 1810 года Бернадот был избран шведским риксдагом кронпринцем Швеции под именем Карла Юхана. Спустя две недели он был усыновлён Карлом XIII и стал официальным регентом больного короля.
Спустя два года, после череды поражений Наполеона в России, свежеиспечённый правитель Швеции верно оценил международную обстановку и присоединился к антифранцузской коалиции, оказавшись таким образом в 1815 году на Венском конгрессе в лагере победителей. После смерти Карла XIII в 1818 году он официально стал королём – Карлом XIV Юханом, положив таким образом начало новой династии – Бернадотов, представители которой правят в Швеции и в настоящий момент.
Так убеждённый республиканец и революционер, большую часть жизни свергавший королей, сам оказался на троне. Ироничность этой ситуации подчёркивает эпизод, связанный со смертью Карла XIV: во время подготовки тела умершего монарха к бальзамированию, на его правой руке обнаружили текстовую татуировку на французском языке, гласившую: «Смерть королям!».