Найти в Дзене
История и истории

Почему символом «сухопутной» империи Селевкидов был якорь

Оглавление

История, больше похожая на миф

Держава Селевкидов - крупнейшее государство из тех, что возникли на руинах империи Александра Македонского. В период наивысшего могущества Селевкидам принадлежала территория от побережья Эгейского моря и чуть ли не до самой Индии. Огромная сухопутная империя! Классическая теллурократия, которая, извините за сравнение, как рыба в воде, чувствовала себя на суше. И тем не менее символ у этого государства был вполне морской - якорь. Его можно разглядеть и на монетах Селевкидов, и на некоторых других археологических находках. Да, временами у азиатских царей был довольно сильный флот и они не раз и не два побеждали противников в морских сражениях, но все-таки, подчеркну, в первую очередь это была сухопутная империя.

Монета царя Деметрия II из династии Селевкидов. На реверсе изображен якорь.
Монета царя Деметрия II из династии Селевкидов. На реверсе изображен якорь.

Тогда почему якорь?

Ответ на этот вопрос мы находим у римского историка Аппиана. Рассказанная им история больше похожа на миф, но тем интереснее.

Главный герой истории - Селевк, телохранитель Александра Македонского, будущий царь Селевк I Никатор. После смерти Александра он бросился в омут войны с другими диадохами за наследство великого завоевателя, продолжавшейся больше двух десятилетий, и в отличие от большинства коллег вышел из нее победителем - создал крупнейшую на тот момент державу в мире.

Селевк I Никатор - основатель могущественной династии. Римская копия греческой скульптуры, хранится в Неаполе.
Селевк I Никатор - основатель могущественной династии. Римская копия греческой скульптуры, хранится в Неаполе.

А задолго до этого, в юности, готовясь к походу против персов, Селевк решил принести жертву в храме Аполлона Дидимейского - путь предстоял неблизкий, случиться могло всякое, милость богов точно не будет лишней. И когда кровь жертвенного быка заструилась по белоснежному алтарю, Селевк услышал голос из-под сводов храма:

- Мысль о Европе ты брось: тебе Азия много счастливей!

Конечно, это смутило юношу: какая Азия, если он так любил родную Македонию?! Но еще больше растерялся Селевк, когда узнал, что в очаге его родного дома в северном македонском городке Эвропосе ни с того ни с сего вспыхнул огонь. Не Аполлон ли его разжег?

Но и это не всё.

"Мать Селевка видела вещий сон - чтобы тот перстень, который она найдет, она дала носить Селевку и что он будет царствовать там, где этот перстень упадет с его пальца, - пишет Аппиан. - И она действительно нашла якорь, вырезанный на железе"...

После чего, конечно, вручила находку сыну. Селевк берег перстень, как зеницу ока, однако при переправе через Евфрат потерял. Долго не мог утешиться, пока еще один удивительный случай его не успокоил.

"Говорят, что позднее, уходя в Вавилонию, он зацепился за камень, и, когда этот камень был выкопан, увидали якорь, - продолжает Аппиан. - Когда гадатели были смущены этим знаком остановки, Птолемей, сын Лага, ехавший вместе с ним, сказал, что якорь есть знак безопасности, а не остановки. Поэтому-то у Селевка, когда он стал царем, на печати был знак якоря".
Свинцовая мина из Селевкии с изображением якоря. Сейчас хранится в музее Гетти.
Свинцовая мина из Селевкии с изображением якоря. Сейчас хранится в музее Гетти.

Источники сообщают, что и у Селевка, и у его потомков на пальце всегда был перстень с якорем. Причем Селевкиды использовали его не только как символ власти и украшение, но и в качестве печати. Начиная с первого Селевка, якорь появляется на монетах разного достоинства, а также на свинцовых минах. Изображение якоря можно найти и на некоторых памятниках. Так, в малоазийских Патарах были обнаружены руины театра, а на одной из его стен - селевкидский якорь.

Фаланга Селевкидов готовится принять неприятеля на копья.
Фаланга Селевкидов готовится принять неприятеля на копья.

И еще о якоре и Селевкидах. Занятную историю рассказывает римский автор Тит Ливий - про то, как в бою у мыса Мионнес якорь помог морякам царя Антиоха III, сидонцам, захватить вражеское судно.

"Одно родосское судно было захвачено врагом благодаря достопримечательной случайности: оно пробило тараном сидонский корабль, якорь которого от удара выпал и зацепился изогнутым зубцом за нос другого корабля, словно железной лапой. Тут родосцы засуетились, пытаясь оторваться от врага, но натянувшийся якорный канат, запутавшись в веслах, снес их с одного борта. Ставший вдруг беспомощным корабль был захвачен тем самым судном, которое он поразил".

Хоть и вражеский был якорь, но принес удачу он именно Селевкидам. Жаль, что это был единичный случай - сам бой при Мионнесе моряки Антиоха проиграли с треском.

Источник: Аппиан. Римская история

Алексей Денисенков

Подписывайтесь на канал История и истории!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Антиохова война. Как римские легионы остудили пыл «величайшего» из Селевкидов. Часть I
Антиохова война. Как римские легионы остудили пыл «величайшего» из Селевкидов. Часть II