Если спектакль ставит Юрий Грымов, значит, будет интересно и оригинально. Ты можешь 20 раз прочитать книгу, 10 раз посмотреть фильм, но все равно постановка станет откровением. Поэтому с недавнего времени я стала завсегдатаем театра Модерн, где вскоре ожидается премьера: «Война и мир. Русский Пьер».
Но разве можно за 4 часа рассказать историю, которая занимает 4 тома? С одной стороны – нет, поэтому сюжетные линии в спектакле немного подрезаны, не все герои присутствуют (Николая и Пети Ростовых, к примеру, нет), а те, что есть, несколько символичны. С другой – мы действительно видим персонажей, которых знаем с детства. Главный герой, конечно, Пьер. Нескладный, неуклюжий, нелепый но такой добрый, честный и дружелюбный. В центре всего действия – именно он, проходящий путь от Пьера, увлекающегося масонством и ищущим себя, до Петра Кирилловича, который осознает, что он русский человек.
Холодноватый и гордый поначалу князь Андрей, пришедший к примирению и прощению.
Порывистая, юная, искренняя Наташа Ростова Да, не брюнетка, но хороша.
Надо сказать, актерские работы там потрясающие. Даже самые маленькие бессловесные роли (гости на балу, слуги и пр.) прекрасны. Берите билеты поближе, получите истинное наслаждение. Смотреть можно на любого персонажа. Вот слуги готовят стол к ужину: ставят самовар, приносят чайник, чашку, разливают чай. Вот масоны в страшных масках принимают в свое братство Пьера. Вот гости на балу танцуют, сплетничают, строят глазки, играют в жмурки...
Спектакль поставлен в немного клиповой манере. Это не гладкое повествование, но, скорее, эпизоды из жизни героев. Возможно, если не знать в чем там дело, постановку сложно будет понять, но, думаю, мало у нас найдется людей, которые не читали эпопею Толстого. Небольшие, камерные эпизоды (разговор Пьера и князя Андрея, приезд Курагиных к Болконским) сменяются массовыми (первый бал Наташи, бегство жителей из Москвы и пр.). Это позволяет не только хорошо узнать думы и чаяния героев, но и почувствовать размах той далекой войны 1812 года. В спектакле участвуют не только артисты театра, но и солисты, и хористы академического хора имени Свешникова. Да-да, именно участвуют, ибо они не только поют, но играют. Это прихожане в церкви и беженцы, солдаты и масоны, и пр.
Каждый акт начинается со своеобразного «предисловия». Перед вторым актом, к примеру, выступает «итальянская» оперная труппа.
А заканчивается этот акт и вовсе неожиданно. Наполеон идет на Москву. Император Александр призывает народ встать на защиту Отечества. Начинается бой… Зрители, выйдя из зала, попадают в сожженную Москву. Ковры опалены огнем, мебель покрыта копотью, портреты и бумаги обгорели… Это пробирает до мурашек!
Декораций в спектакле нет. Место действия обыгрывается несколькими предметами мебели: стол, стулья и пр. Художник по свету Антон Исаев пользуется прожекторами как указкой, как волшебной палочкой. Раз - и луч света выделяет из толпы героев, которые вступают в разговор...
Особо хочу отметить художника по костюмам Ирэну Белоусову. Костюмы великолепны все. От ампирных платьев Элен Курагиной до сарафанов деревенских девушек, от мундира императора до красной рубахи доктора. А как изумительно поставлена сцена бала, когда и гости, и лакеи одеты во все белое, но, тем не менее, спутать их невозможно. Для спектакля было создано 423 костюма и одно это показывает масштабность постановки.
Минусы.
Бородатый князь Андрей. Да, я в курсе, что это театр, а не кинематограф. Но все равно, не носили тогда бород дворяне.
Мне показалось, что 3 акт чуть-чуть слабее первых двух. Возможно, дело в том, что я уже устала к этому моменту. Или, может быть, это потому, что в нем действует мало отдельных героев, в основном мы видим толпу: солдат, беженцев, пленных и пр. Ну и третий вариант: мне не близка философия Платона Каратаева, а этот акт как раз посвящен ему.
И в программке, и на сайтах продолжительность спектакля указана как 3 часа 20 минут. Тогда как в реальности она ровно на час больше. Господа, у всех свои планы, указывайте продолжительность правильно, пожалуйста.
Резюме: спектакль очень хорош, искренне рекомендую. Надеюсь, его не урежут до того времени, что указано в программке, потому что оригинальных находок там много, жаль будет, если они исчезнут.
Сайты театра:
http://www.modern-theatre.ru
https://vk.com/teatr.modern
https://ru-ru.facebook.com/TeatrModern/
https://www.instagram.com/teatr_modern/?hl=ru
#moskvalublu #moskva_lublu #театрмодерн, #юрийгрымов #войнаимир
За приглашение спасибо сообществу https://moskva-lublu.livejournal.com/
Фотографии сделаны мною.