Найти в Дзене
Киновед в штатском

"Интерстеллар": Суперзлодей, которого в фильме никто не заметил

Люди в мире делятся на две категории. Одни безумно влюблены в "Интерстеллар" Кристофера Нолана, они грезят космосом, восхищаются идеями, представленными на экране, с легкостью погружаются в чувства и эмоции героев картины. Другие старательно выискивают блох в авторских гипотезах о строении черных дыр, существовании кротовых нор и наличии дополнительных измерений. Разумеется, я на стороне первых, хотя бы потому что "Интерстеллар" - это очень хорошее кино именно с точки зрения искусства, воздействия на зрителя и работы со смыслами. Практически идеальное, если абстрагироваться от физики, астрономии и космологии.

Постер фильма "Интерстеллар"
Постер фильма "Интерстеллар"

Но вот что мне долгое время не давало покоя. В "Интерстелларе" есть все главные составляющие современного зрелищного кино: захватывающий оригинальный сюжет, блистательно продуманные персонажи, эмоциональные диалоги, ощутимые на физическом уровне чувства и блистательно выполненные спецэффекты... Не хватает одного - сильного, мотивированного, коварного, но заставляющего идти вперед ЗЛОДЕЯ.

Формально, в какой-то момент эту непростую миссию на себя берет доктор Манн в исполнении Мэтта Деймона, но по сути - это не глобальный суперзлодей, а всего лишь эмоциональный псих, свихнувшийся от долгого одиночества и окружающей пустоты. Да и хватило его только на то, чтобы повредить корабль героев, но не на что-то архиважное. И это может заставить зрителя думать, что злодей, собственно, в этом фильме и не нужен - люди в "Интерстелларе" противостоят самой Вселенной...

Постер фильма "Интерстеллар"
Постер фильма "Интерстеллар"

Однако, что если я расскажу вам, как вы (вместе со мной, будем честны) упустили из вида важный драматический пласт картины, который демонстрирует нам противостояние на совершенно ином уровне? Что если настоящего злодея в "Интерстелларе" мы просто раньше не замечали? Что если Нолан так зашифровал свой главный месседж, что для его понимания нужно проникнуть в иное измерение фильма и провести дополнительное расследование?

Я приглашаю вас в удивительное путешествие в недалекое будущее, где главным антагонистом человека на Земле становится... NASA!

Арт фильма "Интерстеллар"
Арт фильма "Интерстеллар"

Чтобы понять, как вообще Космическое Агентство может стать противником человечества, нужно вникнуть в контекст истории, рассказанной Ноланом. "Интерстеллар" переносит нас в недалекое, но весьма круто отличающееся от дня сегодняшнего будущее. Отличие заметно, прежде всего, по тому, что люди грядущего "переросли" Эпоху Сверхпотребления, которая окружает нас сейчас. В мире на экране технологии и рынок достигли своего пика развития, а затем стали отступать - мы почти не видим гаджетов или рекламы, на улицах стоят старые машины, а дома героев не отличаются модерновостью. На заднем плане упоминается, что в войнах теперь используются роботы, но на этом рассказы о прогрессе техники ограничиваются.

Больше того, в самом начале фильма звучит пронзительная фраза, задающая тон всему сюжету: "У нас не кончились телевизоры, у нас кончилась еда..." Похоже, случилось то, о чем нас предупреждает Грета Тунберг - чрезмерная эксплуатация ресурсов приводит к экологической катастрофе. В новых реалиях стали не нужны новые Айфоны или Теслы, бесконечная жадность сменилась разумной бережливостью и отказом от сверхпотребления.

Кадр из фильма "Интерстеллар"
Кадр из фильма "Интерстеллар"

Но тогда возникает вопрос - а куда делись те орды менеджеров, маркетологов, дизайнеров, специалистов по эргономике и прочих мастеров делать из простых вещей дорогие безделушки? Отправились в поля собирать кукурузу, как Купер? Верите в это? Вот и я не верю. Скорее они затаились и ждут своего часа, чтобы снова приступить к оболваниваю человечества и выжиманию из него всех соков...

Теперь вернемся к NASA. Космическое агентство в "Интерстелларе" вовсе не то NASA, что мы знаем сегодня, скорее это маргинальная секта, настолько тщательно вытертая из памяти землян, что ей приходится скрываться в секретных подземных бункерах. Да, обновленное NASA остается сообществом сплоченных людей, работающих в едином направлении, но теперь их больше не финансирует государство, а значит, Агентство больше не должно работать в интересах общества и не должно стремиться удовлетворить потребности человечества. У NASA по-прежнему есть покровители в правительстве, но частный капитал предусматривает совершенно иную отчетность и иные цели. И вот почему это важно понимать...

Кадр из фильма "Интерстеллар"
Кадр из фильма "Интерстеллар"

В частных руках NASA вполне может манипулировать фактами и даже откровенно лгать в угоду своим инвесторам. Вспомните, ведь именно Космическое Агентство в "Интерстелларе" является главным "паникером". В то время как остальные ученые и специалисты утверждают, что планета и общество идут на поправку, что экологическая ситуация выправляется, и вскоре грядет новый рассвет, NASA кричит о скорой гибели человека как вида. Но можно ли верить Агентству? Нет! Сперва они манипулируют Купером, пользуясь его любопытством и естественным желанием отправиться в космос на новом Шаттле. А затем отправляют его в смертельно опасное путешествие, прикрываясь лживой благородной целью спасти человечество, но на деле заботясь только о собственной программе. NASA лжет тому единственному парню, который должен их спасти, они давят на него ответственностью за будущее его собственных детей, они заставляют его покинуть планету со знанием, что скорее всего он больше не увидит сына и дочь. При этом Агентство с напором продвигает свои цели - ровно так на вас нападает мошенник, когда пытается вскружить голову, обмануть и обобрать до нитки...

Кадр из фильма "Интерстеллар"
Кадр из фильма "Интерстеллар"

А теперь давайте задумаемся о том, что за план был у NASA. Строго говоря, плана было два, но, как мы в скорости узнаем, первый был заведомым тупиком, потому что уравнение гравитации доктора Брэнда решения не имело в принципе. Поэтому Агентство изначально ставило целью транспортировку 5000 эмбрионов на другую планету и развертывание там колонии, пока Земля якобы гибнет. Но только подумайте, насколько это абсурдно! В фильме говорится, что население Земли составляет 6 миллиардов человек, жизнь людей не выглядит разрушенной - дети ходят в школы и играют в бейсбол, существуют проблемы, но они не выглядят неразрешимыми. А NASA "втирает" нам, что грядет апокалипсис настолько суровый, что планету пора покидать. Да те же 5000 сохранившихся в недоступных для внешней среды людей могли бы возродить человечество на Земле даже после ядерной войны. Пусть засухи и ураганы уничтожат сельское хозяйство в нынешнем виде, но наши предки жили охотой и собирательством и развились в великие цивилизации. А мы не сможем?

Вместо этого NASA предлагает потратить деньги и силы на то, чтобы отправить эмбрионы будущих поселенцев в глушь галактики, на планету, которая еще даже не терроформирована. И это Агентство выдает за единственный способ продолжить человеческий род. Ну да, ну да... Выглядит очень реалистично. Вложиться в заведомо гибельный проект, махнув рукой на то, что можно гораздо меньшими усилиями реализовать у себя под боком...

Кадр из фильма "Интерстеллар"
Кадр из фильма "Интерстеллар"

Но тогда зачем нужна эта ложь и очковтирательство? А я вам отвечу. Новое NASA в "Интерстелларе" - это сугубо коммерческая организация, которая не просто нацелена на извлечение максимальной выгоды, она еще и стремиться к тому, чтобы вернуть землянам рабовладение и возможность удовлетворить самые низменные потребности. Смотрите сами, мы уже знаем, что планета не находится на грани вымирания, больше того, ситуация нормализуется, а значит, снова появляются излишки, формируется новый класс богатых, у которых появляется желание развлечься и как-то разнообразить будни. Именно для них, для новых космических туристов NASA и разрабатывает свою технологию путешествий на другие планеты сквозь "кротовые норы". Больше того, для новых богачей на далекой заново заселенной планете из эмбрионов будут выведены те самые 5000 колонистов, а по сути - новые рабы. Ведь вряд ли кто-то доверит воспитание новых людей роботам или искусственному интеллекту - на новой планете должны находиться взрослые опытные люди, на которых ложится бремя воспитания новой нации. Думаете, NASA отправит туда ученых, философов, авторитетных общественных лидеров? На ни за что! Это коммерческие путешествия, а значит, руководить полетят те, кто может за это заплатить - и это далеко не "сливки общества".

Технология путешествий сквозь "кротовые норы", изучение которой и было главной целью NASA в фильме, дает ее владельцу безграничные возможности. Это и покорение новых пространств, и руководство колонистами, и своеобразные путешествия во времени (улетел на год, но вернулся только через 100 земных лет). Это дорога в светлое будущее, за которое, естественно, нужно платить.

Кадр из фильма "Интерстеллар"
Кадр из фильма "Интерстеллар"

Я уже прямо чувствую, как те полтора процента читателей, которые, стирая пальцы в кровь, доскроллили до этого места, говорят про себя: "Что за бред?!", но у меня есть последний финальный железобетонный аргумент в пользу того, что Кристофер Нолан в "Интерстелларе" хотел показать, к каким чудовищным последствиям может привести перевод NASA на коммерческие рельсы. Этот аргумент лежит на виду - метафору всего вышеописанного гениальный Нолан выразил в именах героев.

Смотрите, NASA в фильме возглавляет персонаж Майкла Кейна - Доктор Бренд (Brand). И действует он как самый настоящий бренд, торговая марка - он продает идею, концепцию, внешнюю оболочку, ловко манипулируя доверием окружающих. Ему чужды жалость или человечность, он служит единственной цели - добиться решения поставленной задачи по возвращению контроля над умами.

Кадр из фильма "Интерстеллар"
Кадр из фильма "Интерстеллар"

С другой стороны, нам долго рассказывают о герои Мэтта Деймона по имени Доктор Манн (Mann). Нам преподносят его как гения, как лучшего из лучших, и даже по имени мы видим, что он - символ человечества (man). Но как складывается судьба этого "Человека"? Он попадает под влияние "Бренда", поддается его очарованию, соглашается выполнить для него важную миссию и... оказывается один на необитаемой планете без шансов на возвращение домой. Бренд использовал Человека и выбросил на помойку. Лучшей метафоры для демонстрации взаимоотношений между капиталом и индивидуумом не придумать, красочнее показать порок частного интереса к космосу не сочинить, точнее выделить слабость человечества перед мошенниками всех мастей невозможно.

Поэтому-то Нолан и велик - его "Интерстеллар" имеет ничуть не меньше слоев, чем сны в "Начале", но чтобы понять все идеи и прочитать все намеки, важно не заснуть где-то на полпути. И тогда вам откроются дополнительные измерения, новые горизонты и бесконечные далекие миры.

Кадр со съемок фильма "Интерстеллар"
Кадр со съемок фильма "Интерстеллар"

...А можно просто повертеть пальцем у виска и написать в комментариях: "Дядя Женя, ты дурак!" Так я буду знать, что до конца вы эти размышления все-таки дочитали.

На этом все. Любите фантастику, любуйтесь космосом, и увидимся в кино!