Найти тему
Artfragment

Что нужно знать о Кристиане Болтански

Оглавление

В парижском центре Помпиду проходит ретроспектива Кристиана Болтански. На выставку отобрали 50 работ, созданные художником за полвека его карьеры. Мы вспомнили, с какими темами работает Болтански и что у него общего с Кабаковым и с Россией.

— Кристиан Болтански — один из самых известных современных французских художников.

В 12 лет он бросил школу и не получил систематического художественного образования. Искусством начал заниматься в 14 лет. И до 18 написал довольно много больших картин. Не слишком хороших — по его собственному признанию. Затем Болтански порвал с живописной формой и сосредоточился на фотографии, видео и инсталляции. А сам стал говорить, что работает на территории между жизнью и искусством. Свою миссию Болтански формулирует так:

«Художник не может не быть бунтарем, ниспровергателем. Миссия художника — взрывать бомбы, он должен переворачивать порядок вещей». 

Кристиан Болтански, «Овальная комната», 1967.
Кристиан Болтански, «Овальная комната», 1967.

— Болтански не раз привозил свои проекты в Россию.

В последний раз его работа выставлялась летом 2019 года в Пушкинском музее в рамках выставки «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное». Сам художник признавался, что с Россией у него довольно странные отношения. Самого себя он называет отчасти русским. Его дед и бабушка были родом из Одессы. И все детство будущий художник слышал русскую речь и запомнил слова «бумага» и «фуфайка». Когда Болтански было 12 лет, они с отцом отправились на машине в Одессу. Но так и не доехали до нее. В какой-то момент отец развернул автомобиль и поехал назад. «Думаю, он был прав. Можно ехать в настоящую страну, но не в страну мечты. Одесса была мечтой», — в одном из интервью рассказывал Болтански.

Кристиан Болтански в своей мастерской, 1990.
Кристиан Болтански в своей мастерской, 1990.

— Главные темы творчества Кристиана Болтански — историческая и личная память, утрата прошлого и смерть.

При этом искусство выступает своеобразным ритуалом воскрешения. «Люди так неповторимы, так хрупки, так хороши — а через некоторое время после их смерти некому вспомнить об ушедшем. Большая память — это книги, а маленькая память — шутки вашей бабушки. Когда их забудут, память испарится», — и именно ее художник пытается сохранить.

Кристиан Болтански, «Альбом с фотографиями семьи Д.», 1971.
Кристиан Болтански, «Альбом с фотографиями семьи Д.», 1971.

— Множество своих работ Кристиан Болтански выстраивал в форме архивов, формируя их из поношенной одежды, фотографий, вырезок из детских журналов.

Так художник документировал историю. При этом показывая, что чем дальше она уходит в прошлое, тем легче ее подделать. Так, в 1972 году художник представил работу «10 фотографий Кристиана Болтански, 1946-1964». Он выдал снимки за свои собственные детские фотографии. При этом ни на одной из них его самого не было. Детство для Болтански — период полной анонимности. Ты — это только твои воспоминания, да и то лишь те, которые ты сможешь воскресить в памяти. Позднее Болтански пришел к выводу, что детство нельзя реконструировать, его можно только разыграть. 

Кристиан Болтански, «10 фотографий Кристиана Болтански, 1946-1964», 1972.
Кристиан Болтански, «10 фотографий Кристиана Болтански, 1946-1964», 1972.
Кристиан Болтански, «Свадьба родителей», 1974.
Кристиан Болтански, «Свадьба родителей», 1974.

— По мнению Кристиана Болтански, подлинное искусство невозможно без религии, утопии и политики.

«В 60-х годах Америка сумела создать большое искусство благодаря войне во Вьетнаме», — считал художник. В своих работах он обращается не только к личной истории, но и к истории всемирной. Например, в поздней видеоработе «Animitas». Источником ее замысла послужили импровизированные алтари, которые чилийцы устанавливают в пустыне Атакама в память о жертвах диктатуры Пиночета 1973-1990 годов. Художник дополнил народный мемориал, укрепив на воткнутых в землю металлических стержнях восемьсот японских колокольчиков. Их расположение повторяет карту звездного неба на 6 сентября 1944 года — день рождения Болтански. Фильм об инсталляции, длительностью от рассвета до заката, художник сделал без единой склейки. 

Кристиан Болтански, «Animitas», 2017.
Кристиан Болтански, «Animitas», 2017.

— Кристиана Болтански часто сравнивают с Ильей Кабаковым.

Оба художника работают с темой памяти, архивами и инсталляциями, в которых в качестве материала используют различный «мусор». Так, в 2010 году на выставке Monumenta Болтански представил работу «Personnes». Она представляла собой кучу поношенной разноцветной одежды, которая располагалась в конце нефа Grand Palais. Груду время от времени ворошила возникающая сверху «рука» — крюк, прикрепленный к крану. Инсталляция стала своего рода реквиемом по погибшим в нацистских лагерях. Что касается Кабакова, в одном из интервью Болтански говорил так:

«Илья — это друг. Конечно, между мной и Кабаковым есть сходство, но прошлое, с которым мы работаем,— разное. Он говорит о конкретном месте и конкретных воспоминаниях, я же скорее работаю с вымышленным прошлым».

Кристиан Болтански, «Personnes», 2010.
Кристиан Болтански, «Personnes», 2010.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.