Своеобразным духовным завещанием Николая Васильевича Гоголя стали «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847 г.), где он попытался в достаточно пёстрой и разнохарактерной форме изложить свои философские взгляды на наиболее насущные проблемы того времени.
В этом произведении много чисто автобиографического: боязнь смерти, горячая, фанатическая любовь к Богу, заботы о «душевном деле». Также Гоголь поделился своими мыслями о государстве, обществе, народе и интеллигенции, о значении литературы, её содержании и целях.
Идеализируя в юности бюрократический строй русской жизни, он под конец жизни, совершенно в нём разочаровался. Вместо этого строя Гоголь мечтал о каком-то патриархальном государстве: во главе его стоит царь, который к подданным относится сердечно, как «отец», с верою и любовью. Не реформы в западном духе необходимы отечеству, говорит Гоголь, а моральное возрождение каждого отдельного человека. Дворянин, по его представлению, – маленький государь в своем поместье: он перед Богом отвечает за своих крепостных, оттого писатель называет «святой» работу в деревне разумного, добродетельного помещика. Не освобождение крестьян нужно мужикам, пишет Гоголь, не школы и не книги, а разумное руководительство и религиозное воспитание.
Гоголь не раз поднимает в «Выбранных местах» вопрос об отношениях Европы и России: он критически, даже с юмором относится к «квасным патриотам», к славянофилам, но критикует и западников. К «Западу» он относится с полным недоверием. Ему кажется, что западная культура иссякает, и что скоро заграничные люди обратятся к России «за мудростью». «Все европейские государства, – говорит он, – теперь болеют необыкновенною сложностью всяких законов и постановлений», идеалы религиозные там забыты, и «душевным делом» никто не занимается.
Многое из того, что указал Гоголь в русской жизни, и умно, и верно; его собственные взгляды часто возвышены и чисты, но когда он переходил на практическую почву, то советы его часто казались для современников наивными...
***
«Оттого и вся беда наша, что мы не глядим в настоящее, а глядим в будущее. Оттого и беда вся, что как только, всмотревшись в настоящее, заметим мы, что иное в нём горестно и грустно, другое просто гадко или же делается не так, как бы нам хотелось, мы махнём на всё рукой и давай пялить глаза в будущее.» (Н.В.Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями»)
***
«Друг мой, храни вас Бог от односторонности: с нею всюду человек произведёт зло: в литературе, на службе, в семье, в свете, словом – везде. Односторонний человек самоуверен; односторонний человек дерзок; односторонний человек всех вооружит против себя. Односторонний человек ни в чём не может найти середины. Односторонний человек не может быть истинным христианином: он может быть только фанатиком.» (Н.В.Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями»)
***
«Вы очень хорошо знаете, что приставить нового чиновника для того, чтобы ограничить прежнего в его воровстве, значит сделать двух воров наместо одного. Да и вообще система ограничения – самая мелочная система. Человека нельзя ограничить человеком; на следующий год окажется надобность ограничить и того, который приставлен для ограниченья, и тогда ограниченьям не будет конца. Эта пустая и жалкая система, подобно всем другим системам отрицательным, могла образоваться только в государствах колониальных, которые составились из народа всякого сброда, не имеющего национальной целизны и духа народного, где неизвестны ни самоотверженье, ни благородство, а только одни корыстные личные выгоды.» (Н.В.Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями»)