Найти тему

Уорхол и Малевич. Что общего?

Обложка статьи (дизайн автора статьи)
Обложка статьи (дизайн автора статьи)

Начнем с неожиданного, с картины «Корова и скрипка». Казимир Малевич в одной из своих работ совместил несовместимое – музыку и корову, тем самым бросив вызов принятым стандартам. А на обороте написал: «Алогическое сопоставление двух форм – «скрипка и корова» – как момент борьбы с логизмом...».

Фотография картины К. Малевича «Корова и скрипка» (из свободных источников)
Фотография картины К. Малевича «Корова и скрипка» (из свободных источников)

У Уорхола тоже есть картины с изображением коровы и не только картины, но и обои.

Э. Уорхол. Дизайн обоев (фотография из свободных источников)
Э. Уорхол. Дизайн обоев (фотография из свободных источников)

К слову, в работах Малевича есть не только дизайн обоев, но и предложение отказа от них, то есть переход на покраску стен в стиле супрематизм.

Оба художника умели удивить зрителя, но, пожалуй, важнее то, что оба чутко уловили тенденции в обществе: массовость потребления и безликость товаров – за рубежом, активное развитие идей авангардизма – в России.

Отправной точкой в известности обоих стали фигура / предмет на белом фоне: квадрат у Малевича и банка с супом «Кэмпбел» у Уорхола. Один из пяти черных квадратов Малевича и одна из многочисленных банок Уорхола – на следующем изображении:

-4

Креативный подход к выставкам, которые стали для них знаковыми, еще одно сходство. Центральное размещение квадрата и визуальная одинаковость изображений банок с супом не могли не оказать сильное впечатление на зрителей и критиков.

А теперь перенесемся в детство художников. На каждого из них большое впечатление оказала вышивка. Детство Малевича прошло на просторах деревенских селений, в окружении крестьянской культуры, ярких цветов вышивки, которой они украшали свою одежду и предметы быта. На Уорхола сильное впечатление произвела китайская вышивка, изделие с которой случайно приобрела мама. Насыщенные цвета кардинальным образом отличались от индустриального пейзажа промышленного Питтсбурга, на окраине которого жила их семья.

Да, и первыми, кто стали поддерживать творческие устремления обоих художников, были их мамы.

Если говорить о красках, то творчество и Малевича и Уорхола можно назвать не только ярким, но и насыщенным составными элементами, образующими целое. В работах Малевича это передача пространства и многих смыслов:

Фотография картины К. Малевича «Голова крестьянина» (из свободных источников)
Фотография картины К. Малевича «Голова крестьянина» (из свободных источников)

В работах Уорхола это усиление воздействия выбранного предмета / образа через его повторение или использование яркого фона, привлекающего внимание наравне с изображаемым. В серии шелкографий «Вымирающие виды» цвет у Уорхола приобретает особое звучание – привлекает к проблеме опасности, грозившей животным. За счет новой техники появляется глубина цвета:

Фотография картины Э. Уорхола «Зебра» (из свободных источников)
Фотография картины Э. Уорхола «Зебра» (из свободных источников)

Истоки цвета и организации плоскости картины можно также найти в детстве. Перед Малевичем открывались большие пространства полей, на которых работали крестьяне, масштабно отображались явления природы, а Уорхол сам создавал миры, по-своему соединяя героев комиксов из журналов.

А теперь сравним несколько картин. Многократность повторения персонажа хорошо видна в работах «Спортсмены» и «Восемь Элвисов».

Фотография картины Э. Уорхола «Восемь Элвисов» (из свободных источников)
Фотография картины Э. Уорхола «Восемь Элвисов» (из свободных источников)

Если Уорхол размышляет в своем произведении о таких понятиях, как образ жизни, слава и забвение, то Малевич в своей картине абстрагируется от реальности, сосредотачиваясь на динамике и энергии, глобальности восприятия мира.

Фотография картины К. Малевича «Спортсмены» (из свободных источников)
Фотография картины К. Малевича «Спортсмены» (из свободных источников)

Как у Уорхола, так и у Малевича большое количество портретов с крупным планом. Уорхол, как правило, для подобных работ использовал готовые снимки или делал палароидные фотографии, а затем соединял их с фоном, применяя при создании своих произведений технику шелкографии.

Фотография картины Э. Уорхола «Ингрид Бергман в шляпе» (из свободных источников)
Фотография картины Э. Уорхола «Ингрид Бергман в шляпе» (из свободных источников)

Малевич наполнял каждый свой образ глубоким смыслом, который мог выражаться как видом изображения лица и фигуры, так и ее положением в пространстве.

Фотография картины К. Малевича «Голова» (из свободных источников)
Фотография картины К. Малевича «Голова» (из свободных источников)

Оба художника философски обосновывали свое творчество. Казимир Малевич для выставки, на которой был показан его квадрат, подготовил брошюру «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», затем крупный теоретический труд «О новых системах в искусстве» и трактат «Супрематизм. Мир как беспредметность». Энди Уорхол опубликовал свою книгу «Философия Энди Уорхола» только спустя годы после своей звездной выставки.

Оба художника стремились к объемному представлению своих теорий. Уорхол на своей Фабрике показывает арт-объекты, считая ими и обычную картонную упаковку. Малевич из гипсовых брусков создает архитектоны, модели которых и их обоснование вдохновили не одно поколение архитекторов как в нашей стране, так и за рубежом.

Фотография картины Э. Уорхола «Четыре Марлона » (из свободных источников)
Фотография картины Э. Уорхола «Четыре Марлона » (из свободных источников)

Есть у Уорхола картина «Четыре Марлона» с Марлоном Брандо в образе героя фильма «Дикарь». Почему он выбрал именно этот фильм? Может быть, в глубине души он считал себя дикарем от искусства? Он не мог не понимать, что его успех в том числе веяние времени, что его творчество кардинально отличается от всего того, что было раньше? А Малевич? Первое время его работы даже с учетом подготовленной авангардом аудитории были слишком новаторскими, считай дикарскими?

Оба художника ассоциируются с новыми направлениями в искусстве, Малевич – с супрематизмом, основателем которого он стал, Уорхол – с поп-артом, который он приумножил и растиражировал, обеспечив популярность направления на долгие годы.

Оба художники были, как сейчас сказали бы, харизматичны, а именно: эксцентричны и убедительны. «Художник своего времени», пожалуй, так можно сказать о каждом из них.
В статье представлено авторское сравнение. Буду очень рада вашей оценке и отзывам! Подписывайтесь на канал и открывайте для себя новое из мира искусства!