Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. В этой статье я расскажу об императоре Павле I в, сложно сказать - счастливый ли, период его жизни - в детстве. Этому мальчику с момента рождения была уготована непростая судьба. Начнем с того, что он совершенно не знал материнской любви и ласки. Сразу, как только Павел родился, его запеленали и отнесли к бабушке - императрице Елизавете Петровне.
Ни одного раза его мать Екатерина не приложила его в груди, ни разу не брала на руки, не прижимала к себе. То есть все те естественные действия, которые привязывают мать к ребенку самыми прочными нитями в мире, в данном случае отсутствовали.
При этом материнский инстинкт у Екатерины поначалу проявлял себя, она волновалась о сыне, хотела быть с ним, но императрица полностью отстранила свою невестку от малыша. Сама Елизавета опекала мальчика буквально удушающе. Павел был укутан даже в жару, находился в душном помещении в окружении многочисленных нянек. Эти няньки, именно в силу их многочисленности, смотрели за мальчиком бестолково.
Методом воспитания с младых ногтей стало запугивание. Требуя от Павла послушания, его пугали, в первую очередь, бабушкой.
С малых лет Павла начали обучать грамоте, арифметике, физике, Закону Божьему и другим предметам. Специально для него печатали учебники и географический атлас. Первым воспитателем Павла стал дипломат Ф. Д. Бехтеев. Это был человек, одержимый дисциплиной, считавший, что воспитание - род муштры. В таком духе он воспитывал и Павла, навсегда впечатав в его душу установку, что муштра необходима, если хочешь добиться успеха.
Солдафонский стиль воспитания проявлялся даже в том, что буквы для алфавита были отлиты из свинца в виде солдатиков.
Бехтеев придумал еще один способ воспитания, чтобы развить в мальчике чувство ответственности. В единственном экземпляре выпускалась газета "Ведомости", где печатались статьи о то, как себя вел Павел. Мальчику было сказано, что газету читают все, в том числе в Европе. Значит, надо вести себя так, чтобы не опозориться.
Мальчик старался. Он вообще был очень впечатлительным, всей душой тянулся к людям, от которых видел хоть какое-то проявление любви, интереса к нему. Но с Бехтеевым отношения не были теплыми, мальчик его боялся.
С 1760 года воспитателем Павла стал Никита Иванович Панин. Он был тоже дипломатом, но, в отличие от Бехтеева, не любителем военной дисциплины, а наоборот - просвещенным и гуманным человеком. Павла он полюбил, и мальчик, найдя в его лице человека, искренне к нему расположенного, тоже привязался к своему учителю.
Панин направлял образование Павла в гуманитарное русло, пристрастил к чтению, вызвал интерес к истории и особенно к теме рыцарства. Став взрослым, Павел сохранил этот интерес. Он вообще (благодаря Панину) усвоил уроки благородства, мужества, долга, милосердия.
Но при этом уродливые условия раннего детства, явное равнодушие к нему матери и огромная душевная травма, вызванная государственным переворотом и убийством отца, сильно отразились на душевном настрое Павла и были причиной его психологических проблем. Жестокая жизнь на корню подрубила его романтизм, и большой вклад в это внесла Екатерина, которую Павел, в конечном счете, возненавидел.
Почитайте еще на моем канале:
Моцарт работал с шести лет: как это отразилось на его жизни
Женщина-математик, которая была возлюбленной и музой Вольтера
Любови и страсти Петра Ильича Чайковского - это статья ограничена в показах якобы за то, что "материал описывает сексуальные или интимные взаимоотношения". Да неужели?)