Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Эта статья - о замечательной женщине, жившей во Франции в XVIII веке, музе и подруге знаменитого Вольтера - Эмили дю Шатле. Эта аристократка была не просто умна и красива, она была ученым-математиком и физиком.
Для того времени, когда от знатной женщины общество ожидало в основном только того, что она будет украшением салонов и финансовой базой для мужа, занятия наукой казались совершенно не женским делом, и к таким дамам относились, в лучшем случае, с большим удивлением, но чаще насмешливо и снисходительно. Но интеллектуалы преклонялись перед такими женщинами.
На картине Мариса Катрен де Латура Эмили изображена над своей рукописью, среди книг, с циркулем в руке, на фоне физического прибора, с усталым, немного насмешливым, взглядом. Очень точный образ этой просвещенной женщины.
Эмили родилась в аристократической семье, в доме собиралась интеллектуальная элита Франции первой половины XVIII века. Родители поощряли интерес девочки к наукам и искусствам. С детства слышавшая разговоры взрослых и замечавшая существующие нравы (а они были еще те), она выросла весьма свободолюбивой, не скованной особо какими-то условностями. При этом у нее был пытливый ум и интерес к точным наукам.
В 16 лет Эмили представили ко двору и вывели в свет. Девушка пользовалась там успехом. Развратный высший свет тогдашней Франции закружил ее, и Эмили, невзирая на юный возраст, имела легкие любовные связи со взрослыми мужчинами.
В 19 лет она вышла замуж. Свой супружеский долг она видела в рождении детей (их было трое) и поддержании внешних приличий. Верность супругу не входила в этот перечень. Во французском светском обществе царила свобода нравов, удивительная даже в те времена, когда разврат был возведен в культ. Эмили меняла любовников, но внешние приличия были соблюдены, так что репутация не страдала.
В 1733 году Эмили познакомилась с Вольтером. Знаменитый писатель и насмешник точно не мог похвастаться целомудренным образом жизни. Между ним и Эмили начался любовный роман. Это была глубокая взаимная привязанность.
Когда Вольтеру грозил арест за его веселую циничную "Орлеанскую девственницу", Эмили дю Шатле спрятала писателя в замке своего мужа, где он и остался жить на многие годы, и куда переселилась сама Эмили. Вольтер финансировал строительство пристройки, где можно было заниматься научными опытами, там же располагались библиотека и домашний театр. Замок вскоре стал местом встреч философов, писателей и ученых.
Находясь рядом с Вольтером, Эмили могла полностью отдаться науке. Ее увлекали математика и физика. Переводя книгу Ньютона, она снабдила ее своими комментариями, в которых виден оригинальный взгляд на физические проблемы.
Эмили и сама писала научные труды, по которым видно, что она была серьезным ученым. Несомненно, в наше время она вошла бы в круг математической элиты и была бы профессором в университете. Но даже в ее время достижения Эмили были признаны ученым сообществом. Ее приняли в Болонскую академию наук, которая не закрывала двери перед женщинами.
Занимаясь наукой и оставаясь подругой Вольтера (и женой своего мужа), Эмили не забывала о личных удовольствиях и заводила романы. От своего любовника, поэта де Сен-Ламбера, она забеременела. В это время она продолжала работать над переводом книги Ньютона. Послеродовая горячка поставила точку в ее бурной жизни. Ей было 43. Родившаяся девочка тоже прожила недолго. Вольтер был безутешен. Он писал:
«Я не только потерял свою возлюбленную, я потерял половину себя самого, душу, созданную для меня, подругу, которую я знал с её колыбели».
Почитайте еще на моем канале:
Первый исследователь Камчатки: что выявил в неизведанном ранее краю Степан Крашенинников
Гай Цильний Меценат: почему имя этого человека стало нарицательным
На канале мужа:
Нимфы - пленительные девы, олицетворяющие образ природы