И снова у нас о скандалах. На этот раз не о политике. а о музеях. Если Вас спросят, какой музей чаще всего мелькал за этот год в прессе, думаю, многие из вас ответят именно о Третьяковской галерее. И речь здесь, к сожалению, идет не об уникальных выставках (были проведены выставки, связанные с круглыми датами А. Куинджи и И. Репина) и даже не о новшествах в выставочном пространстве (представлены обновленные залы в здании на Крымском валу), а именно о случаях некомпетентности музейных сотрудников. В связи с этими событиями предлагаю вспомнить и другие скандальные события, происходившие в музее и ранее. Спойлер: обзор 2019 тоже будет.
"Конкурент императора".
Всем известно, что основатель галереи, П.М. Третьяков, один из первых в стране начал собирать произведения русских художников-реалистов. Однако мало где говорится, что главным его конкурентом в скупке картин был, как ни странно, император Александр III. Он также был рьяным ценителем искусства и всего русского, а его личная коллекция легла в основу всем известного Русского музея в Санкт-Петербурге. По-видимому, неслучайно в сознании художников в 1890-е гг. соединяются фигуры государя и московского купца.
Репина не пускать!
Здесь речь пойдет о Илье Ефимовиче Репине - выдающимся русском художнике-реалисте, чьи полотна можно назвать каноническими для русского искусства. А история следующая: Илья Ефимович был очень требователен к своим полотнам, поэтому мог в любое время взять и подправить не понравившийся ему элемент картины. Даже если эта картина уже куплена и висит на экспозиции! Так было и с полотнами, приобретенными Третьяковым. В итоге Павлу Михайловичу это надоело и он издал постановление о том, чтобы Репина в галерею не пускали. Свой поступок Третьяков аргументировал тем, что он приобретал уже законченные полотна, а что-то качественно новое он видеть не хочет.
Как русскому современному искусству дорогу на Биенале закрыли.
Данный скандал произошел в 2007 году, когда возникли споры о выпуске картины "Эра милосердия" дуэта "Синие Носы" со Второй биеннале современного искусства в Москве на выставку в Париж. Во многом этому препятствовал министр культуры и массовых коммуникаций А. Соколов. Свои действия он аргументировал тем, что вывоз картин - происки взяточников из «Роскультуры». Соколов разъяснил, что некоторые бесталанные авторы пытаются прославиться и озолотиться, прикрывшись именем Третьяковской галереи, а коррупционеры из Третьяковки выдают «дрянь» за искусство. Это было последний каплей для Валентина Родионова, являвшегося на тот момент директором Третьяковской галереи. Дело пахло судебным иском.
Взгляд ему не понравился...
А эта история произошла в 2018 году, когда вечером 25 мая 2018 в Государственной Третьяковской галерее нетрезвый посетитель разбил стекло на работе И. Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», больше известную под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Используя металлический столбик ограждения, мужчина нанес повреждения самому полотну. Холст был прорван в трех местах в центральной части работы, где изображена фигура царевича. Сотрудники музея и охрана задержали вандала на месте происшествия. Свое поведение мужчина аргументировал тем, что выйдя из буфета после принятой "для вдохновения" стопки водки ему не понравился взгляд правителя Московской Руси. Вот и решил он "отомстить обидчику". Однако и обидчик отомстил: за порчу картины музей обязал виновного выплатить 20 млн. рублей.
Со своим гидом нельзя!
История тоже произошла в 2018 году, когда сотрудники галереи попросили покинуть выставку преподавателей и студентов исторического факультета МГУ за нелегальное проведение экскурсии. Отмечу, что запрет на проведение экскурсий гидами, не являющимися сотрудниками музея, является нормальной практикой во многих российских и мировых музеях. Однако сотрудники Университета, которые были оскорблены замечанием, написали письмо в Министерство культуры, где высказали жалобу на поведение работников галереи. По их словам, во время посещения музея они не проводили экскурсию, а «обменивались впечатлениями от увиденного» (при этом в тексте письма они сами называют это «экскурсией»). Минкульт успешно передал жалобу музею, на что был получен следующий ответ: представители музея отметили, что преподаватели МГУ стояли сплоченной группой и рассказывали о картинах студентам, что однозначно интерпретируется как экскурсия. В Третьяковке подчеркнули, что за последние 20 лет условия проведения и оформления экскурсий кардинальным образом не изменялись, а также напомнили, что подобные правила приняты и в других крупных музеях страны и мира. И 5 июля администрация исторического факультета МГУ извинилась перед галереей за поведение преподавателей и выразила сожаление в связи с тем, что они проводили занятие, «предварительно не ознакомившись с правилами». Претензии Третьяковки в вузе назвали «обоснованными», а решение Шевченко, Айрапетова и Гайды осветить свою «неверную позицию» в СМИ — вредящим не только престижу музея, но и истфака МГУ.
Письмо и ответ можно посмотреть здесь: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1785560201505929&id=100001558983478
Пришел, увидел, вынес.
А это, наверное, самый известный скандал Третьяковской галереи за этот год. Средь дня прямо на людях и под наблюдением смотрителей и видеокамер неизвестный подошел к картине А. Куинджи "Ай-Петри. Крым", снял ее со стены, избавился от рамы и вынес из зала. Полотно «Ай-Петри. Крым» обычно хранится в Русском музее Санкт-Петербурга. В Москву же его привезли на выставку. По данным правоохранителей, за кражей стоит 31-летний житель Подмосковья. Подозреваемый в похищении картины Архипа Куинджи из Третьяковской галереи был задержан в подмосковном поселке Заречье. Оказалось, что ранее он стал фигурантом уголовного дела о торговле наркотиками, и в момент задержания уже находился под подпиской о невыезде. Впрочем, на допросе он заявил, что никогда не нарушал закон. Задержанный рассказал полицейским, что спрятал картину «Ай-Петри. Крым» на стройке в Одинцовском районе. Там оно и было найдено. Видимых повреждений нет у картины нет. В итоге, преступник посажен, а картина вернулась на родину. Да, это Вам не "Щегол".
Танцы с бубном.
Это также было в 2019 и также в Третьяковке. Молодой человек в одних стрингах разгуливал по выставочным залам. Всё это было частью представления, которое устроила группа «современных художников». Пока парень демонстрировал формы, его товарищи повесили на стену свое творение. Акционистов не остановил никто — они провели внутри целых 15 минут и спокойно вышли. Однако на акцию не отреагировали, главный аргумент — «Никто же не пострадал!». Посетители вообще не сразу поняли, что происходит...
Яжмать и музей.
А этот скандал является последним, как в нашем обзоре, так и в происшедшем с галереей за последний год. Женщина собиралась покормить сына грудью в Третьяковке. Однако смотрительница такую картину сочла неприличной и недопустимой для галереи и попросила женщину удалиться. В ответ на действия смотрителя девушка написала целый пост в своем блоге в Instagram, где пожаловалась на тяжелую судьбу матери грудничка и жестокость окружающего мира. Также она аргументировала свои действия тем, что в музее банально нет комнаты матери и ребенка. На это Третьяковская галерея сразу опубликовала список мест в музее, доступных для кормления детей. По их словам, в экспозиционном зале для этого можно присесть на любую скамейку. После случившегося в пресс-службе галереи также рассказали, что в Третьяковке разрабатывают специальные таблички с указанием наиболее комфортных зон для кормления детей. Кроме того, в 2020 году в мужских туалетных комнатах также появятся пеленальные столики для детей. А девушке были принесены извинения.
По-моему мнению, скамейки в зале еще меньше подходящее место для кормления ребенка, чем туалет. А как считаете Вы? Делитесь своим мнением в комментариях. Ставьте лайки, читайте на нашем канале о других происшествиях не только в Третьяковке. Спасибо за внимание!