Найти тему
Алексей И.

Предания старины глубокой-Святогор богатырь.

Святогор богатырь.

Н.К. Рерих. СВЯТОГОР.  1938-1942
Н.К. Рерих. СВЯТОГОР. 1938-1942

Прежде чем писать о былинном богатыре, нужно дать определение самого понятия слова богатырь. Но тут оказывается не все так однозначно,очень много теорий, много версий. Есть официальные версии, но и они по большому счету все таки прилизаны для более удобоваримого содержания. А если учесть о том что несколько веков историю писали в угоду властьимущим то о беспристрастности речь идти не может. Вот так вроде бы простая попытка написать о столь таинственном герое русских былин заводит в такие чащобы где ноги можно переломать, или совсем потерять направление повествования.

Но все же можно попытаться начать с определения слова- БОГАТЫРЬ.

Давно было высказано мнение, что оно заимствовано из тюркских языков, где присутствует в различных формах: багхатур, багадур, батур, батыр, батор.

Но есть и другие мнения: они исходят из того положения, что багадур слово не тюркское, а образовано от санскритского baghadhara (то есть «обладающий счастьем, удачливый»), и что поэтому русское слово богатырь тоже восходит к праарийскому началу. Другие прямо выводят богатырь из слова бог через слово богатый.

Филолог-славист, профессор Харьковского университета И.И. Срезневский пишет, что древнерусское слово богатырь встречается в Никоновской летописи под 6509 г. (1001 г.) и в Ипатьевской летописи под 6748 г. (1240 г.).

«Этимологический словарь современного русского языка» говорит, что «в русском языке XI–XII вв. известны слова багатур, богатырь. Первая форма, вероятнее всего, из древне-тюркского bagatur, bagatyr “герой, витязь”, в свою очередь заимствована около VI в. из индоарийского диалекта Крорайны (Лоулянь), или сакского диалекта Хотана и Яркенда. Первоисточник: среднеиндийское bhaga-tur “полный сил, наделенный силой и богатством”. Согласно другому толкованию, древнетюркское bagatur восходит к тахарскому baga-atär, baga-etre. Существует мнение и об исконно славянском происхождении слова» .

Итак, вопрос о происхождение столь любимого в русском народе слова остается открытым.

-2

Итак, кто же такой Святогор богатырь.? Прежде всего это великан-богатырь , возможно даже и не человек. Проживал в Святых горах, и иногда выезжал на Русь.

На ранних этапах изучения былинного эпоса Святогора обычно считали воплощением некой природной стихии, персонифицированным символом ее силы и могущества. Однако, совершенно непонятно, какую именно стихию может воплощать Святогор, в чем проявляет себя его сила, почему «богатырь-стихия» не может появляться «на Святой Руси», почему его не носит земля и почему, в конечном счете, он неизбежно умирает в обычном дубовом гробу. Попытка увидеть в Святогоре воскресающее языческое божество, по аналогии с тем, что запечатанным в гробу умирает также египетский Озирис, не имела успеха, так как никакого намека на воскрешение Святогора былины не содержат и не наделяют богатыря-великана какими-либо признаками божества. В образе Святогора видны черты глубочайшей древности. Имя его указывает не только на связь с горами, но и на священный характер последних.

Может быть если более точнее определиться с местом жительства Святогора, можно будет понять и суть самого богатыря.

Святогор проживает в Святых горах:

На тех горах высоких,
На той на Святой горе,
Был богатырь чудный,
Что ль во весь же мир он дивный,
Во весь же мир был дивный,
Не ездил он на святую Русь,
Не носила его да мать сыра земля.
-3

Этимология его имени означает «святая гора». Многие толкователи русских былин не дают ответа на вопрос: «А с каких таких святых гор происходит Святогор?». В отличие от других богатырей Святогор неподвижен, привязан к одному локусу (Святые горы).

Святые горы, как и их обитатель и хозяин, противопоставлены в былинах Святой Руси.

Совпадения названия места и мифологического персонажа (Святая гора: Святогор), неразличение деятеля и места, глубоко архаично. Связь Святогора с горой может оказаться не первичной. К тому же эта гора должна пониматься не как самое высокое святое место, а как преграда на пути, место неосвоенное, дикое.

— Мне не придано тут ездить на Святую Русь,
— Мне позволено тут ездить по горам да по высоким,

Невозможность Святогора существовать вне его родных Святых гор былина объясняет непомерной мощью богатыря. Святогор, следовательно, не только чужеземец, но и существо, качественно не сопоставимое с обычными людьми. ( Некоторые "энтузиасты" утверждают что Святогор был родом с армянского нагорья, но на мой взгляд это попытка выдать желаемое за действительное).

-4

Нельзя не упомянуть о отце Святогора,в былине после того как богатырь укладывается в домовину и не может оттуда выбраться, он просит другого богатыря Илию Муромца сходить к его отцу:

«Ах ты старой казак да Илья Муромец,
А ты съезди-тко к моему было родителю
К древнему да батюшку,
К древнему да тёмному.
Ты проси-ка у мойого родителя у батюшка
Мне-ка вечного прощеньица»

«Темными» на Руси называли слепых, а также умерших. По сути дела, Илье предлагалось посетить царство мертвых. Получается что не все так однозначно как с близкой родней Святогора, так и его "местом проживания". В некоторых вариантов былины, отец Святогора именуется Горыней (Святогор Горыныч). То есть получается что Святогор богатырь не вполне персонаж нашего мира, а скоре всего пограничный, стоящий одной ногой в мире потустороннем, а другой мире живых людей.

В какую эпоху родился былинный  образ Святогора? Определить нижнюю временную границу его появления  в исторических датах довольно трудно, если вообще возможно. В поэтическом ключе он вышел из из древних мифов , и судя по отчеству, которым его наделили сказители  – Горыныч, связан родовыми узами со сказочным гигантом Горыней, бессмысленно передвигающим горы.

Былины о Святогоре не входят ни в киевский, ни в новгородский циклы и связаны с ними лишь образом Ильи Муромца.

-5

Показательно, что «горный великан» Святогор во всех без исключения случаях умирает именно в гробу (гробнице, домовине) с крышкой. Последнее как бы возвращает нас из мифологически-космических сфер во вполне земную, почти реалистическую.

Неизмеримая фигура Святогора стоит как разделительный знак, как древний меч-кладенец, до середины лезвия вошедший в тёмный камень веков и неподвижно увязший в нём. Былина о Святогоре, сохранившая до нынешнего времени, смотрит и в прошлое и в будущее, поскольку создана в пограничное время. Крепко вошедшая в русскую память образ этого хтонического героя, призванного пронести по цепочке поколений некую чрезвычайно важную мысль. В воображение певцов и слушателей запечатлелось не только его исполинский рост и нечеловеческая,неземная сила, но и то, что он человек-гора иного, более древнего племени, носитель неразгаданной мудрости. 

Вернемся к самому Святогору.

Для его характеристики, помимо размеров, существенны следующие черты.

1. О его подвигах и прошлых деяниях ничего не известно, по ходу сюжета он также не совершает каких-либо значительных действий.

2. Он не может жить (находиться) вне Святых гор, хотя все же Илья Муромец обычно встречает его на пути к этому месту.

3. Он крайне инертен; во время встречи с Муромцем он изображается спящим в седле и почти не чувствует наносимых ему ударов.

4. Ото сна он пробуждается, лишь прибыв на Святые горы, и только здесь впервые замечает Илью, которого везет с собой.

5. Он неизбежно умирает в обоих сюжетах о нем. Его смерть предопределена уже заранее, предназначенный ему гроб ожидает его на его «родных» Святых горах .

-6

Нельзя не отметить обязательность появления во всех вариантах былины огромной гробницы, в которую неизбежно ложится уже обреченный Святогор.

Гробница Святогора изображается во многих вариантах былины, ее описание хотя и скупо, но достаточно внятно. Обычно гробница бывает деревянной («домовище бело-дубово»), лишь изредка и гроб оказывается каменным. Размеры усыпальницы, как и следует ожидать, велики, но, согласно подавляющему большинству вариантов, отнюдь не космичны – они выражаются через размеры Ильи, который первым укладывается примерять гробницу.

«Для него домовище и широко, и велико» .

Гробница перекрывается деревянной же (дубовой, сосновой) крышкой или досками, которые скрепляются железными или медными полосами (обручами, укрепами). Такое описание гробницы, в сочетании с очевидным «богатырским» (воинским) статусом погребаемого в ней персонажа, наводит на мысль: не отразился ли в былине обряд погребения в так называемых камерных гробницах, распространенный на Руси в Х в.?

-7
-8

Обряд телоположения в камерных гробницах существовал на Руси примерно между первыми десятилетиями Х в. и временем принятия христианства. Многочисленные захоронения в камерах выявлены на могильниках в районах Киева, Чернигова, Ладоги, Смоленска (Гнёздово) и Ростова (Тимирево). Обряд был присущ, несомненно, знатной прослойке. Преимущественно это воинские погребения со сравнительно богатым набором инвентаря: оружием, снаряжением, украшениями, предметами обихода, с погребальной пищей, ведрами, ларцами.

Известны и погребения с незначительным инвентарем. Нередки захоронения воина с конем, хорошо известны также парные погребения – воин и женщина, что находит соответствия в рассказах арабских авторов Х в. о захоронениях русов в напоминающих дом гробницах вместе с живой женой.

Размеры гробниц колеблются примерно от 2 × 1 × 0,5 м до 5,5 × 5 × 4 м. Они, следовательно, вполне сопоставимы с приведенными выше былинными указаниями на соотношение размеров «Святогорова гроба» и обычного человека, каковым здесь выступает Илья Муромец, лежащий «как ребёнок» в одном лишь «уголку» гробницы.

Сходство между погребением Святогора и воинскими захоронениями языческой Руси не ограничивается описанием «великого гроба». В ряде вариантов былины Святогор просит Илью оставить умирать вместе с ним его богатырского коня.

«А коня моего богатырскаго привяжи к моему гробу…»

-9

Как видно, многие детали этой былины выглядят вполне реалистично. Учитывая обособленность образа Святогора в былинной традиции и его двойственность (он и «дивный» великан, но все-таки и «богатырь»), можно предположить, что представления о великанских размерах персонажа были отчасти навеяны эпизированными воспоминаниями о громадных размерах «богатырских гробов». Памятников былых,седых времен до христианской Руси.

Можно допустить, что Святогор есть не кто иной, как мертвец, находящийся на пути к месту последнего упокоения. Но в сказании, он изображается еще как бы живым – спящим, но это обстоятельство, по-видимому, может быть объяснено:

во-первых, эпической аллегорией.

во-вторых, представлениями древних славян восходящими к языческой эпохе в том, что душа какое-то время остается в теле после того, как проявляются все внешние признаки физической смерти.

-10

Умерший выдающийся воин, коим является былинный Святогор, по всей видимости, не носил этого имени при жизни, т. е. живого Святогора никогда не было. В противном случае, эпос непременно сообщил бы о его прежних деяниях. Образ Святогора, скорее, выглядит воплощением мертвеца как такового, безотносительно к его прижизненному прошлому. Само слово «святогор», по-видимому, является эвфемистическим обозначением умершего, в какой-то степени аналогичным современному «покойный». Как справедливо указывалось уже многими исследователями, оно явно производно от названия «Святые горы» – места, которое не может покинуть богатырь-великан, дабы свободно ездить по земле («по Руси»). Предложенная трактовка Святогора позволяет легко объяснить и понятие «Святые горы», за которым тщетно пытались увидеть какую-либо возвышенность от Карпат и Свентокшиских гор Польши до Урала и от Эстонии до Кавказа. Святые горы, где пребывает, не имея возможности их покинуть, «святогор», т. е. мертвец, покойник, не что иное, как языческий курганный могильник.

Сцена с отцом Святогора может указывать на то, что былина является своеобразным текстуальным воспроизведением системы ритуалов, в свою очередь моделирующих определенные мифологические мотивы и воззрения. В пользу предложенного истолкования может свидетельствует известный по ряду вариантов былины эпизод с еще одним обитателем Святых гор – старым и слепым («древним да тёмным» ) отцом Святогора. Слепота является хорошо известным в фольклористике и этнографии указанием на потусторонность и связь с миром умерших. Посещение Ильей отца Святогора хорошо согласуется с традицией поминать родственников покойного и посещать их могилы после (или во время) проведения погребального обряда.

На это же указывает ряд других подробностей былины. Илья Муромец обычно встречает Святогора в тот момент, когда он движется по направлению к Святым горам и при этом спит в седле. Илья, подъехав, наносит великану удар (обычно это повторяется трижды), но Святогор не замечает этого или же принимает удары булавы или копья за падающие шишки, капли дождя, укусы мух и т. п. Одновременно Святые горы – место, словно выпадающее из обычного окружающего пространства, здесь возможны необычные явления, поэтому нет никакого противоречия в том, что мертвец Святогор, приехав сюда, «пробуждается» и обретает возможность видеть живого человека (Илью Муромца) и общаться с ним.

-11

Святогор, таким образом, является мертвецом, т. е. уже отчасти представителем «иного мира», который не может появляться в мире людей. Этим же обстоятельством, по-видимому, и должна объясняться его невосприимчивость к ударам Ильи. Точнее говоря, сцена с нанесением богатырских ударов, принимаемых за комариные укусы, должна была некогда намекать слушателю на «потусторонность» Святогора.

Фантастическое и реалистическое в былине причудливо смешаны. Святогор, обладая явными признаками мертвого «богатыря» (представителя военной знати), мыслится в то же время сказочным великаном, его жизнь (пребывание) на Святых горах и смерть (умирание) на Святых горах выглядят как две стороны одного и того же. Объясняет эту двойственность, по видимому, то, что в былине элементы мифа переплетены с элементами описания погребального ритуала, наблюдаемого воочию .

Можно сказать, таким образом, что былина возникла как текстуальное воспроизведение ритуала погребения, вобравшего элементы мифологических воззрений на обстоятельства перехода между мирами живых и мертвых и связи между их представителями.

Безусловно, эта былина история народа – это цепочка смены вех, пограничных состояний сознания и миропонимания, что, скорее всего, и способствовало сохранности древней былины в памяти народа. Главная её ценность – в отражении нового отношения людей к проблеме смерти.
Можно  с уверенностью заключить, что все былины о Святогоре – это былины о смерти, героической, закономерной гибели не по случайности, а по судьбе. Святогор чувствует, что он обречён. Отчетливо выписана в былине его тоска обитания на чуждой ему земле и его «окамененное нечувствие» в гробу, словно он предвидит собственное бессмертие.

Устами сказителей Святогор побеждает смерть, возносится на высоту вечного героического пребывания, остаётся лучшей частью своей в Илье Муромце, соединив века в единое время, обретая на Святой Руси, в новом народе своё былинное имя.

Невозможно представить, какие мифы, сказки, песни, ритуалы создавались нашими предками на протяжении тысяч и тысяч лет, а они ведь не безмолвствовали, жили и изменяли вокруг себя мир, кочевали, женились и рожали из века в век сотни и сотни поколений. Самые ценные открытия и достижения передавались изустно и изобразительно, переводились на новые языки, трансформировались. Что-то безвозвратно терялось, но ведь не всё! Самым надёжным хранителем этого богатства являются не земля и песок, погребающие прошлое и вновь открывающие  осколки прошлого лопате археологов, но языки народов мира, в слове таящие единую историю человечества.

-12

в статье использована информация в интернете находящаяся в свободном доступе,более подробней с ней можно ознакомиться здесь:

https://www.proza.ru/2016/03/22/475

http://www.drevnyaya.ru/vyp/2010_4/part_4.pdf