Как-то утром на рассвете году так 1993-м я зашел на склад СП Ванньеганнефть, чтобы взять какой-нибудь фильм. А видеотека там была огромная около 4000 фильмов. Время было золотое, дурное. В Нижневартовск на заре капитализма наехали орды американцев и канадцев, которые ни в чем себе не отказывали. Ну и мы тоже приобщались к радостям американского образа жизни. В частности можно было взять любой фильм.
Уже измученный эпохой видеосалонов, пришел я на склад и попросил дать посмотреть “небоевик, неужастик, нетриллер, нефантстику, непорнографию”, на что был получен вопрос: “а что же ты тогда хочешь?” Оказалось, что ничего больше нет, кроме фильма Феллини “Сатирикон”, который, несмотря на мою всю горячую любовь к арт-хаусу смотреть невозможно. Нет, я вовсе не против авторского кино. Я обеими руками за, но отношение к нему у меня двоякое. С одной стороны, именно отсюда из арт-хауса все мои самые любимые фильмы - кино Кесьлевского, Сабо, Триера, Бунюэля, Кустурицы, та же “Дорога” Феллини и сотни других. С другой стороны, именно здесь сконцентрировались самые для меня отвратительные - Фасбиндера, Вендерса, Джармена и так далее. Да и дело не в только независимом кино.
Дело в том, что вдруг в одночасье киномир перевернулся, в один хлопок исчезло “никакое кино”. Тогда морозным утром мне хотелось посмотреть фильм о мужике, например, которому “сткунул сорокет” и он от этого качается на качелях или об учительнице, которая гуляет по сталелитейному заводу или об уголовнике, который только что "откинулся", а кореша его зарезали. То есть хотелось посмотреть обычное кино об обычных людях.
Я жил в мире, где в центре существовал материк “никакого” кино, а с краю приютилось кино либо жанровое, либо редкое фестивальное. Но, вдруг материк “никакого традиционного кино” ушел под воду, остался далекий архипелаг арт-хауса, а чудовище жанрового, в первую очередь, голливудского, американского кино село на престол, свесив ноги и пожирая миллиарды кинозрителей на ужин.
http://www.youtube.com/watch?v=VhW9PnbxAng
“Никакое кино” в изгнании было оттесненно в подвал, в подполь, а “арт-хаус” стал загоном для фриков, полем для экспериментов. А кое для кого, не буду говорить для кого, слово “арт-хаус” стало бранным – говорим "арт-хаус" подразумеваем “дурдом”. Я тоже люблю щекотать себе нервы, спускаясь с это подземелье, но иногда хочется вылезлти не божий свет. А там ползают монстры Горлумов, Гермионы Грейнджер и доктора Ганнибал Лектора.
Я захотел понять, что же такое никакое кино и понял, что ближе всего в моем представленни к этому образу находится мир, во-первых, советского кино, да, и вообще, мировое кино середины века, любое француское, венгерское, парагвайское, итальянское больше подходило под определение "никакого кино”. Прежде чем разобраться с мировым венгерско-парагвайским “никаким кино”, мне было, хотелось сначала помыслить тему советского никакого, как более знакомого.
“Voilа”, киноленты страны Советов ни арт-хаусом, ни сугубо жанровым кино по преимуществу не были. Не случайно в магазине Совкино стоит отдельно. Вот, вам господа хорошие, - ужасы, а вот – комедии. Вот - арт-хаус, а вот “советское кино”. Такое массовое, популярное, неинтеллектуальное, но и не “жанровое” искусство. Целая вселенная между Кинг-конгом и Солярисом.
И тут я должен сам себя опровергнуть: Cоветсткое кино тоже было жанровым, только система жанров была другой, несовременной. Где-то жанры совпадали, где-то пересекались, где-то выходили за рамки. В СССР были странные для нашего времени жанры: “производственный роман”, “кино перековки”, “подростковое мировоззренческое кино”. Например: “Доживем до понедельника”, “Ключ без права передачи”, “Вам и не снилось”, “Чучело”, “100 дней после детства”, “Точка, точка запятая”, “Курьер”.
Я сразу хочу объяснить, почему меня тянет в киноведческие дебри. Почему не разобрать по очереди “Цвет Граната”, “Звездные войны” и “Время цыган”? Зачем валить все в кучу, а затем разбирать ее на кучки поменьше? Отвечу: в кино есть два великих диктатора: Время и Пространство. Не моя вина в том, что большинство посредственных режиссеров - невольные исполнители их заказа. Да, и великие в какой-то мере - тоже. Из плена Времени и Пространства убежать невозможно. Как бы не был оригинален автор, все равно на его челе – неизгладимая печать Времени-Пространства. Для меня, да и для других, совершенно не составляет труда определить год и страну создания незнакомого фильма. Плюс-минус - два года. Плюс-минус - Испания-Португалия. Точность - 95%. А ведь многие режиссеры мнили себя уникальными. Даже ослу ясно, что “Ниночка” Любича снималась на рубеже 30-40-х в США, что “Подруги” Антониони в Италии в конце 50-х, а “Сталкер” в СССР в где-то середине 70-х. Поэтому понимание кино, по моему глубокому убеждению, должно идти от понимания времени и страны создания фильма.
Возвращаясь к нашим бараном, к жанрам, я подумал, ведь на IMBD есть жанровая маркировка большинства фильмов. Мне стало любопытно: как советское кино видится с точки зрения IMDB. Отнюдь не считаю, что конфигурация жанров на IMDB – идеальна и совершенна. Более того, видна ее ущербность, как, например, в случае с фильмами “Морозко”, “Кин-дза-дза”, “Властелин колец”. Морозко определяется, например, через сочетание жанров Fantasy Family или "фантазийный фильм для семейного просмотра". Каждый октябренок в СССР мог отличить сказку от фантастики, а сейчас когда октябренок стал офис-менеджером сможет отличить и фэнтазии от сказки...
Поскольку ниже пойдет о жанрах, то мне бы хотелось сразу же рассказать о своем подходе к категории жанра. Рыская в сети, я набрел на роскошный разговор о неактуальных жанрах в российском кино в “Киноведческих записках”. http://www.kinozapiski.ru/article/92. Любопытствующие могут ознакомится. Определяя границы жанра, специалисты обнаружили два подхода. Один я бы назвал “киноведческим”, второй “формальным”. И прикладной подход” показался мне намного убедительный. У каждого жанра есть свой знаток, который назубок выучил его канон, и который как злая собака охраняет жанр от посягательств профанов. Собирая по годам в этот “канон-загон” безукоризненные образцы, знаток вышивирывают за его чертоги подавляющее число фильмов. Изрядно попотев, группа знатоков может распихать по жанрам от силы 10% всех кинолент, а вся основания масса останется лежать на нейтральной полосе.
В ходе “круглого стола” речь зашла о некой Ирине Шиловой “самом авторитетном специалисте в нашей стране по музыкальному кино и жанру мюзикла”. Шилова полагает, “что за всю историю отечественного кино было два фильма в этом жанре. Первый—фильм Евгения Гинзбурга “Рецепт ее молодости”. Второй - фильм Владимира Грамматикова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Все остальное же с “песнями и плясками» — не мюзиклы, а музыкальные фильмы”.
Мне показалось, что прикладной подход Олега Ковалова, который раздивгает границы жанра куда шире, - намного убедительней, чем “киноведческий”. Он вполне прямо называет “Веселые ребята», «Волга-Волга», «Кубанские казаки» советскими мюзиклами. Я же не вижу причин этого не делать.
Тут нужно встать на место составителя IMBd, владельца киномагазина и простого киночайника. И мы сразу поймем, что иного выхода, как раздвигать рамки жанра - просто нет. Для владельца-составителя важно навести хоть какой-то порядок в хаосе кинопроизведений. Ему нужно дать направление поиска, чтобы потребитель продукции мог подойти к полочке и купить то, что желает. И такая жанровая классификация, пусть и не совершенная, работает.
Подходит к стенду с ужастиками, и покупаешь с вероятностью 95% ужастик, а не мультфильм. А что? Для профана, для IMBD и для разговора о национальном кино достаточен прикладной подход. Здесь важно разобраться с киноматериком, определить его общие очертания.
Поэтому, когда я говорю о жанре, я говорю собстственно не о мелодраме или байопике, а о “фильме, который кажется недалекому зрителю мелодрамой” или о “кино, которое хочет быть байопиком, а критикесса его не пускает”, о таком “wannabe biopic”, о “wannabe romance”.
Другое дело, что система киножанров на IMDb не совпадает с советской кинореальностью, но и это здесь второстепенно, поскольку важно понять КАК Совкино сочленяется с мировыми аналогами. Быть может, со временем, мне удастся найти более изощренную классификацию. Буду только рад, кто поумнее, подскажет источник в Сети или укажет на какую-нибудь толстую киноэнциклопедию, которой можно человека убить. Пока же буду довольствоваться тем, что есть - IMDb. Тем более что такая грубая прикидка вполне соответствует целям этого текста.
Даже с этой кривой колокольни видно, что жанровые предпочтения в СССР разниться сильно по жанрам как всего мирового, так и от американского. Согласно IMDB во всем мире за более чем 100 лет кинодеятели наснимали около 400 тысяч художественных фильмов. Разумеется, эти данные – неокончательные.
1) Тут следует оговориться, что в своем сравнительном анализе я проигнорировал мультики, документалистику, короткометражки, порнофильмы и телерепортажи, поскольку вопрос о том, являются ли они жанрами кино или отдельными видами искусства, - заслуживает дополнительной работы ума, который у меня не бесконечен. Например, “Шрек – 3” уже кино? “А йожик в тумане” еще не кино? Слету не ответишь.
2) Большинство фильмов являются многожанровыми. Например, “Кин-дза-дза”, как минимум, и фантастика, и комедия. И так далее.
Поэтому, речь идет не о количестве “нуаров”, а количестве РАЗ, когда фильмы подпадали под определение “нуар”.
Вот примерный расклад по жанрам в мировой киноиндустрии без учета СССР и США. То, что я желал видеть на складе в 1993 году, называя “никаким кино”, на IMDB идет под грифом “драма”. Чистыми драмами (согласно IMDB) являются самые разновекторные фильмы. Сюда подпадают “Зеркало”, и “Короткий фильм о любви” Сабо, и “Полет над гнездом кукушки”, и “Угрюм-река” (хотя это и экранизация романа), и “Белорусский вокзал”, и “100 дней до приказа”, и “Маленькая Вера”, и “Дневная Красавица” Бунюэля, и “Большая семья”. Жанр драмы включает все подряд: тут и изумрудный авангард, и перестроечная чернуха и дремучий соцреализм.
Мировое производство фильмов по условным жанрам без СССР, США и России за все время
Жанр Количество упоминаний Доля
1 Драма 71660 31
2 Комедия 46479 20
3 Мелодрама 14286 6,2
4 Боевик и Экшн 13710 5,9
5 Музыкальный фильм 12132 5,2
6 Детектив или криминальный фильм 11928 5,2
7 Фильм для семейного просмотра 10054 4,3
8 Триллер 9332 4
9 Приключенческий фильм 7926 3,4
10 Мюзикл 5802 2,6
11 Фильм ужасов 5511 2,4
12 Фэнтези и сказки 5510 2,4
13 Мистика 4354 1,8
14 Научно-фантастический фильм 3789 1,6
15 Фильм о войне 3547 1,5
16 Исторический фильм 2216 1
17 Байопик 2050 0,9
18 Вестерн 1511 0,6
19 Нуар 16 0
Вторым по распространенности жанром является комедия - 21%. А в пятерку лидеров входит мелодрама (6,6%), боевик (6,3%) и детектив (5,5%). Что же касается невнятного жанра “Фильмы для семейного просмотра”, то скажу, что не знаю, как лучше перевести “Family” в отношении кино, хотя у нас такие фильмы назеваются “сказка”. Вообще сказки на IMDB обозначаться сочетанием “Family Fantasy”.
А самыми редкими жанрами выступают: фантастика, фильм о войне, исторический фильм, байопик, вестерн и нуар. Я знаю, что сейчас меня поклонницы нуара порвут на части, но тут все претензии к IMDB (большинство “нуаров” снято в США). Вообще целью этого текста является определение о своеобразия советского кино, а не жанрах кино. Для этого нужны профессиональные киноведческие словари с более совершенной детализацией жанров.
Производство фильмов по жанрам в СССР за все время
Жанр Количество упоминаний Доля
1 Драма 2687 38
2 Комедия 865 12,1
3 Мелодрама 541 7,7
4 Фильм о войне 413 5,9
5 Фильм для семейного просмотра 408 5,9
6 Музыкальный фильм 337 4,8
7 Приключенский фильм 327 4,7
8 Детектив или криминальный фильм 294 4,2
9 Боевик и экшн 280 4
10 Мюзикл 279 4
11 Исторический фильм 195 2,8
12 Фэнтези и сказки 125 1,8
13 Байопик 103 1,5
14 Научно-фантастический 86 1,2
15 Мистика 54 0,7
16 Триллер 34 0,5
17 Фильм ужасов 6 0,1
18 Вестерн 6 0,1
19 Нуар 0 0
Часть 2