Если бы вам сказали, что в следующее воскресенье вас убьют, что бы вы стали делать?
Джон Майкл Макдона снял не так много фильмов, но один из них запоминается больше всего. Это «Голгофа» – философская притча о жизни, смерти, любви и всепрощении, снятая в присущем братьям Макдона стиле трагикомедии.
Это второй полнометражный фильм режиссёра, первый – «Однажды в Ирландии» – очень понравился и критикам, и зрителям. Поэтому неудивительно, что во втором главную роль тоже сыграл Брендан Глисон. Да и кому, как ни ему, исполнить роль ирландского католического священника в глухой деревушке. Порой кажется, что отец Джеймс из «Голгофы» и полицейский Джерри Бойл из «Однажды в Ирландии» – это разные ипостаси одного и того же персонажа. Ведь они занимаются одним и тем же – спасают людей от преступлений. Один – от мирских, другой – от душевных. Возможно, так и было задумано.
Здесь же персонаж Глисона воплощает огромную силу и в то же время вселенское смирение. Ведь, когда прихожанин говорит ему, что убьет его в следующее воскресенье, чтобы дать священнику уладить свои дела, тот не спешит исправлять ошибки прошлого. Он продолжает нести свою службу, потому что ему нечего улаживать.
А вот у паствы проблем полно, и их нужно решать. Священник на своём ничтожно малом уровне пытается спасти этих людей, но они не хотят быть спасёнными. Он это понимает, но не сдаётся. И лишь однажды он проявляет слабость и даже пытается сбежать. Но это лишь минутное проявление малодушия. Ведь он тоже человек, со своими страстями и не очень святым прошлым. Однако он смиряется со своим крестом и несёт его до конца.
В самом начале фильма прихожанин говорит отцу Джеймсу, что в детстве его изнасиловал священник. Но он не хочет убивать его. «Что толку убивать плохого священника? Вот если убить хорошего священника – это будет история!», – объясняет своё желание убить его прихожанин.
Отец Джеймс по голосу узнаёт этого человека, но никому не раскрывает это. Даже после того, как кто-то сжёг дотла его церковь и убил его собаку. Он воспринимает это, как часть покаяния и крестного пути на Голгофу, которая есть в душе у каждого.
Думается, свою смерть от рук жертвы священника-педофила он принимает как искупление преступлений всех замешанных в сексуальных скандалах сановников. Об обвинениях в адрес католической церкви не раз говорится в фильме. И отец Джеймс подобно Иисусу Христу берёт их грехи на себя. Причем, он не совершает какой-то геройский поступок, ведь это часть работы.
Фильмы Макдоны по стилистике чем-то напоминают фильмы братьев Коэнов. И он этого не скрывает, не раз говоря в интервью, что вдохновляется их творчеством. Поэтому сюжеты его картин глубоко трагичны, но преподносятся с изрядной долей юмора. И это говорит нам о том, что не всё так безнадёжно, в нашей, казалось бы, ничтожной жизни.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, будет интересно!