Найти тему
Как на самом-то деле?

Как встречали "Чёрного дрозда" Часть 2

Рассказываю про самолёт-разведчик SR-71A, а фото до сих пор не показал. Исправляюсь.

Фото корпорации Локхид-Мартин. Взято на https://www.lockheedmartin.com/content/dam/lockheed-martin/eo/photo/webt/WEBT-SR-71-space.jpg.pc-adaptive.full.medium.jpeg
Фото корпорации Локхид-Мартин. Взято на https://www.lockheedmartin.com/content/dam/lockheed-martin/eo/photo/webt/WEBT-SR-71-space.jpg.pc-adaptive.full.medium.jpeg

SR71A сфотографирован именно в полёте над Окинавой.

Статей аффтараф, с изумлением и восторгом пересказывающих Википедию, на Дзене полно. Это уже неинтересно. Я пойду другим путём. Есть знания не только из Вики, и я поделюсь ими с Вами.

Всё, что я рассказал в первой части, относилось конкретно к 1982 году. В дальнейшем тоже рассказ будет про период 80-х годов. Такое уточнение необходимо, потому, что на момент принятия на вооружение SR-71A – в 1967 году, другая техника, описываемая здесь, частично только создавалась, модернизировалась и т.д. 1981 был годом принятия на вооружение МиГ-31 с ракетами Р-33. Это изменило расклад сил.

Действительно SR-71A принадлежит абсолютный рекорд скорости на базе 15-25км - 3529,56км/ч. Этот рекорд официально зафиксирован ФАИ (Международная авиационная федерация). Он был установлен 28-го июля 1976 года пилотом Э.У. Джорсом. Но установлен на предельно облегченном, без разведывательного – радиолокационного и оптического оборудования, без большей части электроники, самолёте, который перегонялся в музей с западного на восточное побережье США. В течении часа он выдерживал в этом полёте среднюю скорость 3418км/ч. Это официальные, совершенно точные данные ФАИ. Используйте их, когда кто-нибудь в споре с Вами будет утверждать что-то иное. Но на практике максимальная скорость, которую наблюдала ПВО, была зафиксирована во Вьетнаме и составляла 3140км/ч. И это тоже точные данные.

Фото РСК МиГ
Фото РСК МиГ

Самолёт Миг-25 с ракетами Р-40Р.

Для сравнения, регулярно вылетавший на его перехват истребитель-перехватчик МиГ-25П мог развить максимальную скорость 3000км/ч. Но! Эти 3000 он мог развить с 4-мя подвешенными ракетами Р-40, которые создают большое лобовое сопротивление, да и весят 2 тонны. Кроме того, 3000км/ч было ограничено в приказе, но американские специалисты, проводившие испытания его двигателей на угнанном Беленко самолёте, пришли к выводу, что Миг-25П мог разогнаться до 3400км/ч. А в варианте разведчика и до 3800. Правда разрешенное время даже и для скорости 3000км/ч составляло всего 5 минут. За это время планер самолёта и топливо в баках (а это был авиакеросин Т-6) нагревались до критической температуры. Включалось предупреждающее табло «Темпер. тормож.» и пилот должен был сбросить скорость.

SR-71A тоже нагревался в полете. Температура его обшивки достигала 360 градусов Цельсия. Из-за нагрева он увеличивался в длину на 6см! Но его конструктором Кларенсом Джонсоном это было учтено и ограничение скорости по температуре не устанавливалось. Только по топливу. Сверхзвуковой бросок в течении часа и нырок на 6-8км для дозаправки.

Высота полёта у них была сходная: практический потолок 24км для SR-71A и 20,7км для Миг-25П (опять же с четырьмя подвешенными Р-40). Динамический потолок, официально зарегистрированный ФАИ, для МиГ-25 (на самом-то деле для его «спортивного» варианта Е-266М) 37650м. Динамический потолок «Дрозда» по неподтверждённым, но весьма правдоподобным данным из «авторитетных источников» (хейтеры и тролли –Фас!) составлял 42км, что позволяло ему надеться «перепрыгнуть» зону поражения даже самого могучего в те времена ЗРК С-200 Вега (верхняя граница зоны поражения -40,8км).

Из только сравнения ТТХ можно сделать вывод о том, что SR-71A мог бы безопасно для себя прошить любую систему ПВО. Но в реальности всё не так, как на самом-то деле.

Во-первых, истребители-перехватчики. Со времён первых воздушных боёв лётчик-истребитель всегда старался зайти «в хвост» противнику. Это был единственный способ как-то наводить оружие и стрелять. Угловые скорости цели при её маневре , скорости сближения при преследовании позволяли хоть на секунды удержать врага в прицеле. Всё изменилось с появлением ракет воздух-воздух. Они уже позволили атаковать и в переднюю полусферу (ППС) и в ракурсах ¼ - ¾ . Для работы по SR-71 поднимались несколько перехватчиков, они заводились штурманами наведения и в переднюю, и в заднюю полусферы цели. Специально для вооружения МиГ -25 была разработана ракета Р-40. В двух вариантах: с тепловой и радиолокационной головками самонаведения.

Автор рисунка Ф л А Н К Е Р. Предоставлено в общественное достояние
Автор рисунка Ф л А Н К Е Р. Предоставлено в общественное достояние

Ракеты Р-40Р (вверху) и Р-40Т

Её вместе с истребителем Беленко увёз в Японию. Ограничения по перегрузке целей для этой ракеты были 2.5 единицы , это не позволяет считать её всеракурсной, но в ЗПС она "Дрозда" догнала бы, ведь SR-71A маневренным не назовёшь - максимальная боковая перегрузка 0.6. Её скорость достигала 1.6км/с. При пуске в ППС с дальности 50км у неё также были отличные шансы, но пилот перехватчика должен был быть снайпером, супер-мастером, чтобы за секунды с момента обнаружения её прицелом Сапфир-25 (вариант для Миг-25ПДС) произвести захват и пуск, ведь суммарная скорость на встречных курсах могла быть более 6000км/ч!

Итак, шансы для МиГ-25П/ПДС перехватить «Чёрного дрозда» были, но не очень большие. Но в 1980-м начали поступать в строевые части, а в 1981 были приняты на вооружение (именно в таком порядке!) истребители МиГ-31. И тут дроздам стало совсем грустно. Максимальная скорость 31-го была также 3000км/ч (это, как и для 25-го ограничение, установленное КБ M=2.83), но дальность пуска его ракет Р-33 в ППС достигла 160км, и ограничение по перегрузке перехватываемой ею цели было уже 4G. Но самое главное - на нём впервые на истребителях была использована пассивная ФАР для БРЛС «Заслон» и новейшая электроника, которая позволила организовывать групповые действия до 4-х самолётов из которых один мог принять на себя роль ведущего. Самолёты в такой группе могут перекрывать до 900км по фронту, и, принципиально новый момент - автоматизированно обмениваться информацией об обнаруженных целях. Таким образом, возможности перехватчика уже однозначно превзошли возможности разведчика.

Фото взято на сайте  http://www.airwar.ru
Фото взято на сайте http://www.airwar.ru

Истребитель МиГ-31 с ракетами Р-33Р и Р-40Р

Во-вторых, ЗРК. С-200В и С-75

Часть 1 здесь

Третья часть выложена.

-6