За два дня в теме ни одного хейтера или тролля. Удивительно и обидно! Я же не про котиков пишу. 😜
Итак продолжим.
Во-вторых, ЗРК. С-200 и С-75.
Хотя С-300ПТ был принят на вооружение в 1978 году, его ставили ещё только вокруг Москвы. На ДВ основными ЗРК были С-75 и С-200.
Скорость цели очень сильно влияет на зону поражения ЗРК. Есть такой параметр зоны поражения, который с ЗРВшники с большой изобретательностью так и назвали - «Параметр». Грубо говоря это расстояние, на котором цель пролетает мимо ЗРК. Или правильнее «Перпендикуляр, опущенный из точки стояния ЗРК, на курс цели, измеренный в км». И есть такое понятие - максимально допустимый курсовой угол цели. Не буду заплетать Вам извилины, нарисовал картинку на ней всё видно. Именно курсовой угол и определяет «параметр». Чем больше скорость цели, тем меньше предельный параметр, на котором она может быть обстреляна.
По причине ограничения максимального курсового угла цели, зона поражения SR-71 для С-200, значительно сокращена по сравнению с менее скоростными целями, а для С-75 она просто мизерная. Если учесть, что С-75 имел ещё и совсем невысокую вероятность поражения по этой цели, даже и без помех, то понятно, что шансов у него было немного. Хотя во Вьетнаме случай стрельбы по прототипу SR-71 – самолёту A-12, был. Это случилось 30 октября 1967 года. Стрельбы по нему выполнили два дивизиона С-75. Каждый произвел пуск 3-х ЗУР типа 13Д очередью. Промахи были порядка 150м при том, что радиус поражения боевой части ракет составлял 100м. Чуть-чуть не дотянулись. Но пилоту Д. Салливану техники подарили на память осколок, который они нашли в правом крыле у бака.
Впоследствии на вооружение была принята более совершенная чем 13Д и 20Д, ракета для С-75 – 5Я23, именно для неё нарисована зона поражения.
Старт ракеты ЗРК С-75.
Обратите внимание на великолепную маскировку дивизиона. И пылевое облако от стартующей ракеты. Вы будете смеяться, но и в джунглях при старте ракеты пыль также поднималась. Пилот Салливан утверждал, что видел пуск по нему всех шести ракет. Причём в перископ заднего обзора. Врёт, конечно. На самом-то деле в перископ смотреть на его высоте и скорости было незачем. Вдогон по таким целям никто не стрелял бы. Да и не видно ничего ниже самолёта в перископ.
А вот с С-200 картина совершенно иная. Его ракеты имеют гораздо большую, чем у С-75 максимальную скорость полёта - 1600м/с против 1000м/с. Они имеют и больше запас располагаемых перегрузок – важнейшая характеристика для стрельбы по высокоскоростным целям. Помехозащищённость его тоже очень высока. Что касается некоторой возможности «перепрыгнуть» зону поражения за счёт динамического потолка SR-71A 42км, то она весьма призрачная, потому что он достигается при полёте по баллистической траектории. Это значит, что самолёт разгоняется на высоте 20-24 км и переходит в набор, и через некоторое время из-за уменьшения плотности воздуха двигатели уже не дают нужную тягу, крыло не создаёт подъёмной силы, аэродинамические рули неэффективны. Самолёт летит как брошенный камень или снаряд гаубицы, однако аэродинамическое торможение даже на таких высотах всё же достаточно сильное и когда он вновь входит в плотные слои, то оказывается, что он потерял пару сотен м/с принципиально важной курсовой скорости, но приобрел десятки метров отрицательной вертикальной. А компенсировать-то некогда, тут уже комиссия по встрече – мигари и 75-е. С-200 никогда не стоит одиноко, рядом обязательно будут С-75.
Старт ракеты ЗРК С-200
Короче, у ЗРВ шансы отвертеть дрозду голову, в то время были получше чем у истребительной авиации.
Американцы это понимали. SR-71A за всё время своей службы ни разу не сунулся на нашу территорию. Хотя в предыдущей части один комментатор и утверждал, что был свидетелем такого события. Утверждаю, что реальных нарушений воздушной границы СССР он ни разу не совершил. Не считать же таким пролёт через выступ её над северными или курильским островами, где нет ни объектов для разведки, ни ПВО.
А что же было? А был, как сейчас сказали бы, троллинг. На 24км и 3150км/ч у него радиус разворота был 150км (перегрузочку мог вынести только 0.6). За ним всегда шлепал МИГ-25. Где-то рядом ещё. Так этот гад разгонялся на нашу границу и, когда 25-й захватывал его своим, прямо скажем, слабоватым радиоприцелом, то он врубал помехи, полностью забивал этот "Смерч-А" или «Сапфир-25», под прикрытием помех выпускал воздушные тормоза, сбрасывал скорость, проваливался на 8000м, разворачивался и уходил "взад". 25-е несолоно хлебавши возвращались. Эти милые развлечения и обозначены на карте в первой части статьи.
#ЗРК #с-200 #с-75 #чёрный дрозд #sr-71 #миг-25 #миг-31 #разведка сша #холодная война #третья мировая война
И здесь я, наконец, подхожу к главной части своего рассказа. Собственно, о церемонии встречи, которая так никогда до конца и не состоялась.
Не было никакой внезапности в его полётах. Даже в тех случаях, когда они совершались, как считали американцы, «в режиме» радио молчания. Наши траулеры неподалёку от Окинавы тоже не шумели, просто ловили рыбку, а кто надо, что надо слушали. И это была не единственная возможность получения информации. Мне, конечно не могут быть известны все каналы, но нетрудно предположить, что основу составлял радиоперехват, космическая разведка. Про агентурную ничего не знаю, врать не буду.
Я говорил в первой части, что каждый вылет вынужденно обставлялся американцами достаточно большой суетой за несколько дней до него. Сам Чёрный дрозд был на острие этого, но перемещения людей и техники, снабженческие дела, перелёты RC-135 и KC-135, и тому подобное однозначно вскрывались как разведпризнаки и говорили о приближении события.
Лично я оказался свидетелем этой церемонии, когда в составе, некоей комиссии оказался в январе 1982 года в одном из дивизионов С-75 Владивостокской ЗРБр на острове Русский. Это было так (точные цифры уже не вспомню, но порядок соответствует):
За сутки. Командиру зрдн звонок из штаба или с КП бригады - завтра на 12.00 назначен вылет SR-71А, проверить готовность расчетов и техники, средств объективного контроля.
6.00 в день вылета. Повторное предупреждение о полете. По этой команде даже в недежурных дивизионах начиналась малая возня на позиции. Некоторые дивизионы включались, проводили КФС, чё-то подкручивали, командиры уже на рабочих местах.
8.00 (ОД -оперативный дежурный по громкой) -На аб Кадена начата подготовка самолета и экипажа к вылету (вообще-то начиналась она за трое суток - прежде всего экипаж изолировался от внешнего мира, в первую очередь семьи, с ними работали медики, психологи, кормили по особому рациону, очистка организма, клизмы, анализы, кислородные коктейли и пр., сон по часам, изучение маршрута и задачи)
9.00 (ОД) -Начата заправка самолета.
10.00 (ОД) -Экипаж проходит медосмотр, получает усиленный завтрак.
10. 30 (ОД) -Двигатели запущены, проверяются. Дозаправка. Экипаж дышит чистым кислородом.
11.00 (ОД) -Начата проверка радиотехнического оборудования.
11.01 Командир бригады по громкой - Командирам дивизионов доложить о готовности к боевой работе. Готовность №2.
11.30 (ОД) -Экипаж прибыл к самолёту.
11.30 (ОД) -Готовность №1! Бригада приводится, включается техника
11.40 (ОД) -Самолет буксируется на предварительный старт.
11.50 (ОД) -Запуск двигателей, прогрев. Выход на исполнительный.
12.00 (ОД) -Взлет SR71A
12.01 Начало выдачи информации в КВ-сетях оповещения.
12.10 (ОД) -Азимут, дальность, высота, курс.
А дальше несколько часов в полудреме в раскаленной в любое время года технике, пока этот гад налетается. Мог дозаправляться и в итоге болтаться вокруг довольно долго.