В России, присоединившейся к Монреальской конвенции, не выполняются обязательные условия компенсаций пострадавшим авиапассажирам
Самолет опоздал, приземлился не очень мягко или, хуже того, разбился. Пассажирам причинен вред, который подлежит возмещению. Но кто виноват, и есть ли вообще виновный? Этот вопрос для российских авиаперевозчиков был насущным всегда, но стал особенно важным с апреля 2017 года, когда Россия присоединилась к Монреальской конвенции (конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок). Документ был принят 20 лет назад, Россия долго не решалась ратифицировать его. США, страны Евросоюза, Китай, Япония подписали Монреальскую конвенцию сразу. Мы сделали паузу в 18 лет. Но практика показывает, что ее условия не соблюдаются у нас и сегодня, а «пределы ответственности», установленные в других странах, здесь совсем иные.
Рейс Варшава — Монреаль задержался в Москве
В случае присоединения к Монреальской конвенции размер материальных компенсаций за вред, причиненный пассажиру при выполнении воздушных перевозок, возрастает во много раз по сравнению с тем, каким он был при следовании условиям Варшавской конвенции, действовавшей в России ранее. По «варшавским правилам» минимальная сумма компенсации составляет 8,3 тысячи долларов США.
Свои комментарии по вопросу присоединения к Монреальской конвенции дал заместитель генерального директора компании «АльфаСтрахование» Илья Кабачник. Варшавская конвенция, к которой мы присоединились 90 лет назад, 12 октября 1929 года, сильно устарела. В ней в качестве валюты к рассмотрению принимаются золотые франки, которые сегодня хождения не имеют, а пересчитывать их в доллары непросто. Монреальская конвенция также упростит расчет страховых выплат. Так, например, если одним рейсом летят два человека, но у одного билет Москва — Париж — Москва, а у другого — Париж — Москва — Париж, то конвенция уравнивает их в правах.
В то же время, эксперт ИКАО, профессор права Виталий Бордунов (скончался в 2017 году) отмечал, что для успешного применения Монреальской конвенции в российской практике международных воздушных перевозок целесообразно учесть опыт применения Варшавской конвенции в СССР. Тогда для устранения дисбаланса между ее нормами и нормами внутреннего законодательства о воздушной перевозке были приняты соответствующие правила: международных воздушных перевозок и внутренних. Такая политика помогла созданию эффективного взаимодействия норм международного и внутреннего права.
Монреальская конвенция выдвигает жесткое требование: в национальном законодательстве должен быть предусмотрен соответствующий механизм их адаптации и трансформации. Россия должна ратифицировать Монреальскую конвенцию без каких-либо оговорок, в полном объеме. В статье 57 Монреальской конвенции прямо говорится: «Никакие оговорки к настоящей Конвенции не допускаются», и 122 государства присоединились к конвенции без каких-либо «национальных особенностей». Следует заметить, что Россия ратифицировала Монреальскую конвенцию с третьей попытки. Предыдущие две были забракованы при экспертизе специалистов по международному праву. И все же Россия присоединилась к конвенции с одной оговоркой: положения не будут применяться в случаях, если перевозки выполняются в некоммерческих целях или если они осуществляются для военных властей.
На практике в России сумма выплат определяется по следующей схеме: за каждого погибшего родственникам выплачивается по 1 млн рублей из федерального бюджета. Помимо этого предусмотрены компенсации из региональных бюджетов: у каждого региона своя система выплат, но, как правило, их размер соответствует федеральным. Кроме того, родственники погибших имеют право на небольшую единовременную помощь от 10 до 50 тысяч рублей и выплаты, связанные с утерей имущества.
Согласно Монреальской конвенции, вне зависимости от того, кого объявят виновным в авиакатастрофе, семья каждого погибшего получит 170 тысяч долларов США. Цена компенсации в случае смерти или иного телесного повреждения — 113 000 СПЗ (СПЗ — специальные правила заимствования Международного валютного фонда, которые позволяют выплачивать компенсации в национальной валюте). На сегодня это составляет свыше 9,7 млн рублей. Утрата багажа по правилам Монреальской конвенции оценена в СПЗ, эквивалентные 84 тысячам рублей. Совершенно по-новому в конвенции решен вопрос об ответственности перевозчика за вред, причиненный пассажиру при задержке его самого, багажа или груза. В этом случае перевозчик должен будет возместить пассажиру до 400 тысяч рублей.
Игра по «монреальским правилам»
Как отмечает доктор юридических наук, ректор МГТУ ГА Борис Елисеев, с принятием Монреальской конвенции «новое дыхание» получит рынок страховых услуг. Могут появиться и новые моменты в договорах страхования, которые обязательно будут заключать как юридические, так и физические лица. Авиакомпании и аэропорты будут вынуждены улучшать качество предоставляемых пассажирам услуг, уделять больше внимания вопросам безопасности технологических процессов, после чего произойдет общее улучшение системы управления авиапредприятиями, обучение персонала и внедрение новых технологий, например, электронной маркировки багажа. Принятие «монреальских правил» заставит директивные органы пересмотреть большой объем нормативных актов, особенно подзаконных и ведомственных, устранить внутреннюю рассогласованность системы правового регулирования. Сомневающимся в полезности принятия важного международного правового документа в полном объеме не следует забывать: и юридические, и физические лица могут добиться применения «монреальских правил» в судах различных юрисдикций по каждому конкретному делу. Это только вопрос времени рассмотрения дела в разных инстанциях. В итоге сумма взысканий с авиапредприятия может только увеличиться на сумму судебных издержек и расходов на адвокатов.
Преимущество Монреальской конвенции состоит и в том, что авиакомпаниям не нужно покупать полис ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика). Генеральный директор «Ингосстраха» Михаил Волков отмечал, что большинство авиакомпаний уже сейчас имеет страховую защиту не меньше, чем лимиты по Монреальской конвенции. Но, как отметил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, может возникнуть проблема расхождения между текущими лимитами и лимитами Монреальской конвенции — если их выровнять, то это «приведет к увеличению стоимости страхования».
Заместитель генерального директора ЗСАО «Лексгарант», вице-президент Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС) Михаил Шелюбский считает, что тарифы и сборы страховых премий по рынку авиационного страхования возрастут, но незначительно. Суммы страхового возмещения увеличатся для пассажиров, которые летят из России в страну, где Монреальская конвенция не принята (например, в Белоруссию), и обратно. Пассажир, который летит из Франции (где документ ратифицирован) в Россию и обратно, подпадает под действие конвенции уже сегодня.
По-новому решены и вопросы исковой давности, а также права пассажира возбуждать иск против перевозчика по месту своего жительства. Помимо этого конвенция требует, чтобы в случае авиационного происшествия, вызвавшего смерть или причинение вреда здоровью пассажира, перевозчик незамедлительно произвел предварительные выплаты для удовлетворения «безотлагательных экономических потребностей» лиц, имеющих право на компенсацию.
Следует иметь в виду, что, в отличие от российского законодательства, Монреальская конвенция не говорит о каком-либо минимальном размере выплат. Конвенция определяет, в каких случаях перевозчик несет ответственность перед пассажиром. Если потерпевший не смог предъявить обоснование суммы причиненного вреда, то никакой компенсации не будет.
У них в Монреале, а у нас в реале
Напомним, что Монреальская конвенция касается только международных воздушных перевозок. Поэтому ее правила не действовали при компенсации ущерба, нанесенного при катастрофе самолета Ан‑148, выполнявшего рейс Москва-Орск и разбившегося в Раменском районе Подмосковья в феврале 2018 года. Семьям погибшим была положена компенсация в размере 2 млн рублей — по миллиону от бюджетов Московской и Оренбургской областей. Размер страховых выплат немногим больше — 2,025 млн рублей. Кроме того, компенсацию должна выплатить и авиакомпания «Саратовские авиалинии», которой принадлежал самолет. Известен прецедент в связи с катастрофой самолета Боинг‑737–800 авиакомпании FlyDubai в Ростове-на-Дону — женщине, потерявшей в этой катастрофе близких, выплатили… 15 000 рублей.
В марте 1997 года был принят новый Воздушный кодекс РФ, по которому перевозчик обязан застраховать жизнь и здоровье пассажиров, а также багаж в соответствии с нормами российского и иностранного законодательства. Авиакомпания обязана выплатить родственникам погибшего пассажира 2 млн рублей (в редакции кодекса от 4 декабря 2007 года), не считая компенсации за багаж и ручную кладь (до 11 тысяч рублей, или 600 рублей за кг веса, или в размере объявленной ценности). Помимо этого, осенью 2014 года была принята поправка в Налоговый кодекс России, освободившая от налогообложения выплаты родственникам погибших при чрезвычайных ситуациях. Поводом к принятию этой нормы закона стала катастрофа самолета Як‑42Д компании «Як Сервис» под Ярославлем 7 сентября 2011 года, на борту которого находился хоккейный клуб «Локомотив».
Практика судебных решений по искам о денежном возмещении семьям погибших пассажиров в российском праве уже сформировалась. Первый подобный иск был рассмотрен и удовлетворен 16 ноября 2001 года. Тогда суд постановил выплатить родственникам некоторых из погибших в катастрофе Ту‑154 компании «Владивосток-Авиа» под Иркутском более 500 тысяч рублей. Большинство семей погибших заключили мировое соглашение с авиаперевозчиком и получили только от 100 до 300 тысяч рублей.
Впоследствии подобные судебные тяжбы происходили регулярно. Так, например, в июне 2010 года семья Героя России Геннадия Трошева, погибшего в катастрофе самолета Boeing 737 «Аэрофлот-Норд» в сентябре 2008 года, отсудила у авиаперевозчика 16,3 млн рублей. Родственники доказали, что Трошев летел пересадочным рейсом из-за рубежа, и его семья могла претендовать на больший размер компенсации, чем у остальных пассажиров, чей маршрут начинался в России. Однако нередко родственники жертв различных авиакатастроф сталкиваются с проблемами при выплате компенсаций. Одной из самых громких судебных тяжб сейчас является иск семей пассажиров, погибших в крушении самолета А‑321 компании «Когалымавиа». Самолет был взорван террористами в небе над Синаем. На сегодняшний день по 3 млн рублей получили близкие всех погибших, однако не для всех этот процесс был простым. Так, в этой катастрофе погибла всея семья Шеиных: Ольга и Юрий, а также трое их детей. Дедушка и бабушка этих внуков были вынуждены добиваться выплаты через суд.
Обратим внимание и на развитие событий, связанных с катастрофой самолета Ту‑154Б‑2, происшедшей 25 декабря 2016 года в Сочи. Самолет выполнял спецрейс с аэродрома Чкаловский в Латакию (Сирия), а в Сочи делал промежуточную посадку. После взлета самолет упал в море. Погибли все находившиеся на его борту 92 человека — 84 пассажира и 8 членов экипажа. Все, что выплатила семьям погибших страховая компания, — по 2 025 000 рублей страховой суммы и компенсацию за утрату багажа в сумме 23 тысяч рублей. И это — вместо минимально положенных 250 000 единиц Специальных прав заимствования. По мнению истцов, допущено нарушение прав вдов, сирот и престарелых родителей погибших. При невыплате положенных компенсаций не было учтено, что Сирия — член ИКАО, ратифицировавший Монреальскую конвенцию. Еще 11 мая 2010 года соглашением между РФ и Сирией о воздушном сообщении унифицированы правила авиаперевозок обоих государств. Все без исключения организации, эксплуатирующие воздушные суда, обязаны осуществлять страхование, по условиям которого минимальная сумма ответственности перед пассажиром составляет 250 000 СПЗ, что равно 22 983 300 рублей.
В страховую компанию «СОГАЗ», застраховавшую данный рейс, были поданы 2 претензии, в которых была подробно изложена правовая позиция по обязанности страховой компании произвести дополнительные выплаты, причитающиеся семьям погибших. Страховая компания полностью уклонилась от исполнения обязательств в части дополнительных положенных потерпевшим выплат, предусмотренных международными нормами права. Адвокаты поддержали родственников погибших и обратились в суд в связи с недоплаченной страховой выплатой, причинением материального и морального вреда…
P.S.11 октября 2019 года разослано официальное письмо ИКАО, в котором организация призывает все присоединившиеся к Монреальской конвенции страны увеличить пределы ответственности по разным статьям документа. Все страны-участники к 28 декабря 2019-го должны завершить пересмотр пределов ответственности и результаты привести в соответствие с национальным законодательством.