- Gyro-X - двухколесный прототип автомобиля 1967 года.
- Автомобиль использует гироскоп под капотом, чтобы балансировать на двух колесах.
- В своё время разработчики Gyro-X считали своё творение будущим транспорта.
В крупном городе Нэшвилл, занимающем столичную позицию штата Теннесси, расположился сегодня Музей Лейн Мотор – крупная выставочная площадка, объединяющая в себе самые интересные образцы автомобильной промышленности Европы. Популярный в туристическом окружении музей является домом одного единственного Gyro-X. Gyro-X - двухколесный прототип, разработанный в 1960-ых годах под знаменем качественного решения для будущего транспорта. Об особенностях разработки и строительства удивительного автомобиля сегодня расскажет ИНФОДОК.
Ключевая особенность представленного концепта заключается в его балансирующих механизмах. Автомобиль Gyro-X балансирует на двух колесах с помощью специального гироскопа, разместившегося под капотом. Гироскоп этот представляет собой устройство, способное своевременно реагировать на изменение положения пространственной ориентации кузова. Подобные технологии мы сегодня можем заметить во многих цифровых приборах, предназначенных для измерения величин.
Итак, вернёмся к истокам. Автомобиль был разработан в 1967 году двумя крайне известными личностями - Томом Саммерсом и Алексом Тремулисом. Тремулис занимал в те времена пост автомобильного дизайнера, хорошо зарекомендовавшего себя своей работой в качестве директора по стайлингу Ford. Томас Саммерс же был научным деятелем, концентрирующим своё внимание на экспертной наладке гироскопа – ранее он интегрировал подобные технологии в ракетные навигационные системы во время Второй мировой войны.
Оба изобретателя, проживавшие на территории Лос-Анджелеса, довольно быстро обросли дружественными связями. Они всегда были заинтересованы разработкой гироскопически сбалансированного автомобиля. Таким образом, в период 1966-1967 годов они получили около восьми сотен тысяч долларов от инвесторов. Собранные финансы были целиком и полностью вложены в разработку.
Сложившийся дуэт полагал, что Gyro-X сможет в конечном итоге решить многие проблемы, присущие транспортным средствам того времени. Они полагали, что их будущий автомобиль будет более безопасным за счёт внедрения надёжного механизма устойчивости. Gyro-X, как считали Том и Алекс, даже не сможет войти в занос - он не будет скользить. Автомобилю также были переданы усовершенствованные аэродинамические качества, выгодным образом отличающие его от типичных машин той эпохи. Кроме того, эта новая разработка занимала всего лишь половину ширины стандартного по тем меркам транспортного средства – люди могли бы разместить вдвое больше авто на существующих дорогах.
К сожалению, Gyro-X был признан нестабильным по итогам оценки его сложной кампании разработки. Подготовленные новаторами процессы требовали долгих лет для достижения своего технологического совершенства. Компания Gyro Transport Systems, принадлежавшая Алексу и Тому, обанкротилась в 1970 году, закрыв при этом массовый производственный путь для двухколёсной новинки.
Технология движения Gyro-X оказалась действительно сложной для той эпохи. Гироскоп, обеспечивающий баланс транспорта, гидравлически приводится в движение от силы двигателя. Мотор же, расположенный прямо за передним сидением, имеет в своём составе гидравлический насос, подключенный к внутренней сфере гироскопа. Таким образом, двигатель в момент своей работы создает гидравлическое давление, которое раскручивает гироскоп. Это 40-сантиметровый маховик, обладающий массой 100 килограмм.
Прототип Gyro-X был приобретен администрацией Lane Motor Museum в 2011 году. Это была лишь оболочка его прежнего я. В нём даже отсутствовал гироскоп – технической команде пришлось добавить временное третье колесо, чтобы транспортное средство могло поддерживать баланс. Но даже в таком виде машина требовала колоссальных вложений в работу для восстановления её изначального состояния 1967 года. На реконструкцию автомобиля ушло шесть лет времени. С самого начала администрация музея знала, что самой сложной частью восстановления будет создание гироскопа. Им удалось найти итальянскую компанию, занимающуюся производством гироскопов для стабилизации больших яхт.
В конечном итоге члены Lane Motor Museum смогли привести Gyro-X к первозданному виду. Но при всём этом владельцы авто не могут ездить по дорогам общего пользования. Они также ограничиваются скоростью 50 километров в час. Более стремительный разгон, как они уверяют, требует полной переделки всей машины. Но вместе с тем Gyro-X продолжает быть историческим автомобилем - владельцы не хотят его разрушать ради личных доработок. Они пытаются сохранить первозданный вид, который машина обрела в далёком 1967 году.
А вы бы хотели опробовать подобный вид транспорта? Как бы вы отнеслись к подобному концепту во времена прошлого века? Делитесь своим мнением в обсуждениях. Поддержите эту публикацию лайком, если она смогла вам заинтересовать. Подпишитесь на канал, чтобы ежедневно получать новые увлекательные факты. Благодарим за внимание!