Очень часто, в разговорах с пчеловодами, всплывает такое понятие, как падевый мед. Наличием, которого, объясняется отбор осенью всего меда у пчел и кормление их сахарным сиропом. Мол, если этого не сделать, то у пчел будет понос, и они могут погибнуть. Для определения такого меда в сотах, проводятся специальные исследования.
Для справки, существует два вида падевого меда:
1. Растительного происхождения. Это мед, который пчелы произвели из выделений некоторых деревьев (клен, сосна, дуб, лиственница, ель и другие), так называемая «медовая роса». Ее деревья выделяют в сильную жару.
2. Животного происхождения. Это мед, который пчелы произвели из выделений тли, которая питается «медовой росой».
Официальное объяснение таково, что когда в природе нет взятка или его мало, то пчелы, чтобы восполнить пробел, начинают производить падевый мед.
При этом, надо отметить, что в нем содержится более 65% глюкозы и фруктозы, около 15 % сахарозы, 11 % полисахаридов, в числе которых декстрина и мелицитозы, а также 3 % белка. В большом количестве, в меде обнаружены и минеральные и азотистые вещества, липиды и органические кислоты.
Для человека употребление этого меда полезно. Он восполняет дефицит макро- и микроэлементов: марганца, железа, магния, йода и калия. Замедляет развитие и размножение патогенных микроорганизмов, оказывает антисептическое и противовоспалительное действие, укрепляет иммунную систему, имеет антиоксидантные свойства, предупреждает старение организма, является хорошей профилактикой простудных заболеваний, представляет собой отличную биологически активную добавку для терапии различных видов анемий и малокровия, положительно влияет на обменные процессы и пищеварение.
Для пчел такой мед губителен, так как содержит слишком много азотистых соединений, что вызывает у пчел понос. Если пчел оставить в зиму с таким медом, то они погибнут.
Но это официальная точка зрения. Она присутствует во всех учебниках по пчеловодству.
Обратимся к пчеловодам дореволюционным. У Витвицкого Н.М., по поводу кормления пчел в зиму, указано:
То есть, только чистый мед, который вытек из сот в теплом месте, который не контачил с металлической посудой, был запечатан расплавленным воском и хранился в прохладном месте, где нет посторонних запахов, мог применяться для кормления пчел. Проверка же меда, находящегося в улье в сотах, заключалась в определении – жидкий мед или нет.
Все!!!
Ни слова о падевом меде. Конечно, есть упоминание, что мед, собранный пчелами с некоторых растений (например, крестоцветных), может закристаллизоваться. Поэтому и проверяли мед на текучесть.
Вся проблема в том, что пчелы не могут грызть кристаллы меда. Им просто нечем это делать.
Отсюда проистекает следующее – если в улье останется мед, который закристаллизуется (а, судя по информации в современной пчеловодческой литературе, настоящий мед должен кристаллизоваться), то пчелы зимой погибнут от голода.
Все, приехали. Получается, что пчелы производят мед, который непригоден для их зимовки. Как же они выживали до того, как на помощь к ним пришли пчеловоды?
Конечно, если пчелы поставлены в условия, что они могут собирать нектар только с определенных медоносов (в случае, когда пасека выезжает на сеяные поля, например, гречихи),
то они, не имея выбора, собирают то, что есть. В таком случае, получается мед со свойствами только одного растения и, как правило, такие меда быстро кристаллизуются. Поэтому и приходиться пчеловодам, такой мед весь откачивать, а взамен, кормить пчел сахарным сиропом.
Теперь посмотрим, что происходит с пчелами, когда они находятся в естественных, для них, условиях, то есть в лесу. Там, в доступной зоне полета пчелы, находится огромное количество различных растений и деревьев, поэтому пчелиная семья сама комбинирует тот «букет», с которым будет зимовать. И, как правило, только познания пчел, а не пчеловода, позволяют ей справиться с такой задачей.
На самом деле, настоящий мед, практически, не кристаллизируется (за исключением, отдельных случаев). Можно взять у диких пчел в лесу соты с медом, двухгодичной давности и он будет текучим. В противном случае, все пчелы бы давно погибли.
Как известно, падевый мед обладает свойством, при своей вязкости, не закристаллизовываться, поэтому пчелы, при комплектовании своих запасов, добавляют его к основным запасам. Как они определяют необходимый процент для добавления, я не знаю.
Но налицо тот факт, что мед, полученный от пчел, живущих в естественных условиях, не закристаллизовывается.
Самое большее, что с ним происходит (что бывает довольно редко из-за определенных погодных условий и некоторых медоносов) – это, когда мед «садится», то есть становится густым, но, тем не менее, текучим.
Кстати, на фото в конце статьи мед, который был собран летом. Но, дело в том, что это фото делали в конце января следующего года. Как видите, мед достаточно текуч. А обычно, мед я качаю на следующий год, весной.
Так как у меня пчелы зимуют на улице, возле дома (по этой причине), то как только пригреет солнце до +7-10 градусов тепла (это бывает, в основном, в конце мая, а иногда и раньше), они совершают очистительный облет. После которого, матка засеивает пустые соты. Поэтому, к началу цветения вербы и багульника, уже есть молодая летная пчела.
Затем, пчелы собирают нектар с одуванчиков и Лапчатки Земляниковидной.
А дальше, зацветают остальные растения, которых в тайге просто не меряно. Добавьте к этой картине, огромное море лиственницы, сосны и других деревьев вокруг.
Все растения в тайге лекарственные. Представьте, какими свойствами будет обладать мед, который пчелы произведут из их нектара.
Да, прошлое лето подвело. Во второй половине, взятка не было. Мало дождей, много солнца. Поэтому, когда я скачал излишки в двух ульях осенью (была такая необходимость), выяснилось, что мед, преимущественно падевый. Очень темного, почти черного цвета, с приятной кислинкой на вкус (не скисшего). Лично я столкнулся с таким впервые. До этого скачивал темный мед, но не до такой степени. Люди, которые его у меня купили, до сих пор в восторге, просят еще такой. Кстати, в Европе, падевый мед дороже обычного в 3-4 раза.
А что пчелы? А пчелы гудят! Хотя морозы уже до -44 опускались.
Я не претендую на роль гуру в пчеловодстве и не собираюсь опровергать официальные догмы. Я просто пишу то, что вижу у пчел, в течение 9 последних лет.