Как деревня, так и кладбище предлагают археологам массу ценных данных об условиях, в которых были построены две меньшие пирамиды Гизы - данные, которые, в свою очередь, дают рабочую гипотезу относительно строительства пирамиды Хуфу.
Исследование костей рабочих показывает, что работа была непосильной, иногда буквально. Однако эти рабочие, отнюдь не рабы, были привилегированными государственными служащими и обладателями ряда завидных привилегий.
Анализы показывают, что они наслаждались богатой белками диетой, практически неслыханной среди остальных жителей долины Нила. Доказательства того, что сломанные конечности и переломы были установлены правильно, настоятельно свидетельствуют о том, что им была оказана адекватная медицинская помощь.
У одного из скелетов на кладбище была ампутирована нога настолько точно, что эксперты подсчитали, что пациент прожил около 20 лет после операции. Открытие рабочей деревни также позволило археологам опровергнуть еще одно довольно причудливое утверждение Геродота: что 100 000 человек построили пирамиду Хуфу.
Фактически, деревня, по-видимому, имела максимальную вместимость в 20 000 человек, из которых, возможно, половина была посвящена строительству в любое время.
Грандиозные задачи, связанные с созданием такой структуры и эффективным распределением тысяч работников, требовали тщательного планирования. Переписчики приступили к подсчету количества блоков, которые потребовались бы для строительства пирамиды с выбранным градиентом.
В случае Хуфу угол сторон с Землей составляет 52 градуса, вид математической задачи, записанной в Египетских математических папирусах, и в которой Египетские государственные служащие преуспели.
Граффити и надписи на этом месте также позволили ученым собрать воедино рассказывающие факты о жизни на этой колоссальной строительной площадке. Блоки, найденные с датами всех сезонов в Египетском календаре, предполагают, что пирамиды строились круглый год, а не только тогда, когда Нил был в потопе.
Неизвестно, кто спроектировал Великую пирамиду, но человеком, ответственным за ее сложное строительство, был Хемиуну, племянник Хуфу, старший государственный служащий, который выступал в качестве визиря фараона.
Несмотря на таинственность, окружавшую Гизу, сам Хемиуну был человеком из плоти и крови, о чем свидетельствует его определенно живая и мясистая статуя, найденная в его гробнице на Западном кладбище Гизы.
Существует много типов пирамид, и не все они были построены таким же образом. Самые низкие камни в первой Египетской пирамиде - ступенчатой пирамиде Джосера в Саккаре, построенной за столетие до Хуфу, - это кирпичи.
Но по мере того, как шло строительство, и инженеры становились более уверенными, они использовали более крупные блоки. Самые большие в Гизе, весом в три тонны, были использованы для строительства пирамиды Хафра.
Большая часть каменной кладки пирамид Гизы была сделана в каменоломне, расположенной всего в полумиле к югу от Великой пирамиды Хуфу. Белый известняк, который когда-то составлял внешнюю оболочку, имел более длинное путешествие в Гизу, перемещенный лодкой по Нилу из тура, в восьми милях отсюда.
Ученый Анри Шеврие, когда работал в Карнаке в 1930-х годах, обнаружил, что пятитонный блок можно протащить горизонтально по влажной глинистой дорожке всего шестью человеками. Как показывают фотографии, найденные в гробницах, блоки такого размера также иногда тянули быки.
Пандусы, с помощью которых они были подняты на пирамидальную структуру, также были изображены на украшении некоторых гробниц, и есть археологические свидетельства для таких пандусов в самой Гизе.
Геометрия пирамиды помогла преодолеть логистическую проблему подъема массивных камней: до 40 процентов объема пирамиды сосредоточено в ее нижней трети.
Однако подъем каменных блоков с помощью пандуса за нижнюю треть сооружения был серьезной проблемой, и до сих пор полностью неизвестно, как Египтяне решили эту проблему.
Одним из решений было бы использовать внутреннюю ступенчатую структуру здания - видимую сегодня, так как внешние камни корпуса давно исчезли, потому что тогда блоки только должны были бы быть немного подняты за один раз, таким же образом тяжелый предмет может быть легко поднят по лестнице.
Ряды, составляющие пирамиду Хуфу, в среднем чуть выше двух футов. Таким образом, весьма вероятно, что при наличии достаточного количества рабочей силы рычаги можно было бы использовать для поднятия больших блоков на позиции - и так далее, пока строительство не достигло завершения в виде вершины, известной как пирамидион, который, как полагают историки, был установлен в ходе торжественной церемонии.
Пирамидион на вершине Хуфу уже давно опрокинут, но считается, что он был сделан из белого Турского камня. Он венчал в общей сложности два с половиной миллиона каменных блоков, что делает его одним из самых массивных зданий на планете, единственным из Семи Чудес Древнего Мира, которое все еще стоит.