Введение.
Освобождение от музыкального напряжения тембром также может способствовать более масштабной музыкальной форме и, в частности, ощущению движения между напряжением и расслаблением.
Это направление многие теоретики музыки рассматривают как одну из основных причин восприятия музыки в более масштабной форме.
Экспериментальная работа о роли гармонии в восприятии музыкального напряжения и расслабления или, наоборот, в ощущении напряжения, которое сопровождает момент, когда музыка должна продолжаться, и ощущение расслабления, сопровождающее завершение музыкальной фразы, предполагает, что слуховая грубость является важной составляющей воспринимаемого напряжения.
Шероховатость является элементарным тембральным атрибутом, основанным на ощущении быстрых колебаний амплитудной оболочки.
Тембр и частоты.
Тембр может быть сгенерирован проксимальными частотными компонентами, которые "бьются" друг с другом.
Диссонансные интервалы, как правило, имеют больше таких биений, чем согласные интервалы.
Таким образом, была продемонстрирована достаточно прямая связь между сенсорным диссонансом и шероховатостью.
В качестве первого шага к пониманию того, как это работает в музыке, Параскева и МакАдамс измеряли перегиб музыкального напряжения и расслабления, вызванный изменениями в тембре.
Слушателей попросили вынести суждение по 7-балльной шкале относительно предполагаемой степени завершенности музыки в несколько этапов, на которых она останавливалась.
В результате получился профиль завершения, который можно было использовать для вывода музыкального напряжения, приравнивая завершение к выпуску, а отсутствие завершения к напряжению.
Испытания прошли два произведения:
- Фрагмент шестиголосовой фуги из "Музыкального приношения" И.С. Баха.
- Первая часть "Шести произведений для оркестра", соч. 6 Веберна (нетональный).
Каждое произведение было исполнено в оркестровой версии, где оркестр музыкального "жертвоприношения" Веберна использовался для Баха и в прямой транскрипции этой оркестровой версии для фортепиано на цифровом сэмплере.
Несмотря на небольшие различия в профиле для музыкантов и не музыкантов, между фортепианной и оркестровой версиями были значительные различия, указывающие на влияние изменения тембра на восприятие музыкального напряжения.
Однако, когда они существенно отличались, оркестровая версия всегда была более расслабленной, чем версия для фортепиано.
Для этого Параскева и МакАдамс выдвинули гипотезу о том, что более высокая релаксация оркестровой версии могла быть обусловлена процессами формирования слухового потока и зависимостью воспринимаемой шероховатости от результатов таких процессов.
Тембр или любой другой слуховой атрибут единого звукового события вычисляется после того, как процессы слуховой организации сгруппировали биты акустической информации вместе.
Может быть, то же самое относится и к сенсорному диссонансу или шероховатости, если рассматривать их как свойство сплавленного звукового события.
У фортепианных звуков довольно резкая атака.
Если в партитуре одновременно звучит несколько нот и звучит фортепиано, то они будут синхронизированы.
Поскольку все они начинаются одновременно и имеют одинаковые амплитудные огибающие и одинаковые тембры, они будут иметь большую склонность к слиянию.
Расчетная шероховатость может быть результатом взаимодействия всех частотных компонентов всех заметок, хотя конкретный тест на влияние одновременной группировки на восприятие шероховатости явно не был проверен, насколько известно.
Ситуация может быть совершенно иной для оркестровой версии по двум причинам.
Первая заключается в том, что то же самое время используется для фортепианных и оркестровых версий.
В последнем случае используется много инструментов, которые имеют медленные атаки, в то время как в других атаки происходят быстрее.
Тогда может быть большая асинхронность между инструментами с точки зрения воспринимаемого времени атаки или разница во времени атаки может уменьшить восприятие слияния.
Кроме того, поскольку тембры этих инструментов часто сильно различаются, несколько голосов с разными тембрами могут мгновенно прийти к заданной вертикальной звучности, но вертикальность может не восприниматься как таковая, поскольку слушатель может продолжать отслеживать отдельные инструменты горизонтально в отдельных слуховых потоках.
Таким образом, асинхронность атаки и разложение одновременно на тембрально схожие последовательности совпали бы, чтобы уменьшить степень перцептивного слияния.
Сокращение слияния означало бы усиление сегрегации.
При этом шероховатость оркестровой версии рассчитывалась бы не на весь гармонический комплекс, а на каждое отдельно взятое слуховое событие, сгруппированное по группам.
Эти отдельные неровности в оркестровой версии, скорее всего, будут значительно меньше, чем в фортепианной версии.
Таким образом, опять же, состав тембрального тела может очень тесно взаимодействовать с процессами анализа слуховой сцены.
Заключение.
Все эти результаты важны для теории разделения слуховых потоков, поскольку они показывают, что при формировании слуховых потоков учитывается несколько акустических свойств источника звука.
Они также важны для создания музыки (будь то с помощью электроакустических или акустических инструментов), поскольку показывают, что многие аспекты тембра сильно влияют на основную организацию музыкальной поверхности в потоки.
Различные оркестровки заданной последовательности тонов могут полностью изменить то, что слышится как мелодия и ритм.
Тембр также является важной составляющей восприятия музыкальных группировок, будь то на уровне последовательности нот, вызванных внезапными изменениями тембра или более крупных музыкальных разделов, ограниченных заметными изменениями оркестровки и тембральной текстуры.
Продолжение в следующей статье...
Большое спасибо за внимание!
Оставляю здесь ссылку на предыдущий материал: https://zen.yandex.ru/media/id/5dc9a91568e68b209078723b/tembr-kak-strukturiruiuscaia-sila-v-vospriiatii-muzyki-5de6ca9a2beb4900ae3e68e6