Конечно. В частности, мы можем упомянуть исследование, в котором приняли участие около 3000 детей в более чем 100 школах Нью-Йорка, и показало, что дети, играющие в шахматы над детьми, которые не играли в шахматы, имели лучшие оценки не только по математике (17-20%), но и на английском. Шахматы также улучшают детское чтение, о котором не все знают. Молодые шахматисты должны записывать свои игры, читать задания при решении задач и очень скоро начать читать шахматную литературу. Шахматисты в основном страстные читатели. Например, дальнейшие исследования показали, что шахматы приводят к лучшим результатам тестов критического и творческого мышления.
В настоящее время, когда лучшие шахматисты часто являются подростками, лучше всего начинать шахматы в дошкольном возрасте. Если ребенок хочет быть успешным, он должен начать серьезно играть в шахматы не позднее, чем в первом классе, то есть через шесть лет. Когда я играю в шахматы, это не значит, что я чемпион мира или чемпион мира. Подобно математике, музыке или искусству. Никто не хочет, чтобы я стал Эйнштейном, Бетховеном или Ван Гогом. Поскольку разные предметы развивают разные способности и навыки у детей, шахматы способствуют повышению их интеллектуального уровня, иными словами, шахматы повышают интеллект детей и приносят им пользу в следующих областях:
Внимание - дети учатся понимать преимущества внимательного мониторинга и концентрации. Если они не могут видеть, что происходит, они не могут ответить соответствующим образом, независимо от того, насколько они мудры.
Воображение - дети вынуждены представлять различные действия в разном порядке, прежде чем они происходят. Мы развиваем эту особенность у детей, обучая их воображать будущие движения без натяжения фигур.
Прогнозирование - дети учатся сначала думать, потом действовать. Со временем шахматы помогут развить терпение и мышление как таковое.
Сравнение вариантов - дети учатся, что им не нужно делать первое, о чем они думают. Они учатся рассматривать разные варианты и свои плюсы и минусы. Процесс принятия решения лучше, если он поддерживается логикой.
Абстрактное мышление - дети учатся отрываться от деталей и применять разные темы или концепции к различным, но связанным ситуациям.
Планирование - дети учатся ставить цели и определять конкретные шаги к ним. Очень важно, чтобы они научились пересматривать свои цели или планы по мере необходимости.
Одновременное рассмотрение разных вариантов - дети учатся не придерживаться только одного возможного плана. Параллельно они рассматривают разные варианты.
Для тех, кто хочет узнать больше, мы загружаем около 100 страниц английского материала, содержащего около двадцати различных исследований о положительном влиянии шахмат на образование.
Для иллюстрации приведем фотографии Михала Врбы из MSR Youth, который состоялся в 2010 году в Ружомбероке. Легко почувствовать мудрость и благоразумие детей.