Найти тему

Легенды книжной иллюстрации в новой серии издательства «Самокат»

Недавно издательство «Самокат» представило свою новую книжную серию «Легенды иллюстрации», в рамках которой планируется выпуск знаковых для мировой детской литературы книг. На сегодняшний день в серии вышло две книжки-картинки - «Хамелеон» и «Пеццетино» легендарного автора и иллюстратора Лео Лионни. Арт-директор галереи издательства Мария Скаф рассказала, книги каких художников готовятся к выходу и почему появление подобной серии - важное и беспрецедентное явление в российском книгоиздании.

Все пятнадцать лет своего существования «Самокат» старался принести российскому читателю что-то новое: виммельбухи, умные подростковые книги. И вот теперь мы решили, что пора выходить на поле иллюстрации.

В России существует небольшая прослойка коллекционеров и заинтересованных родителей, но плотного функционирующего рынка книжки-картинки пока что, к сожалению, нет. Никто до сих пор не брал на себя задачу показать читателю все многообразие иллюстрированной книги. Вот мы и решили, что пора этим заняться.

«Leonard», автор и иллюстратор Вольф Эрльбрух
«Leonard», автор и иллюстратор Вольф Эрльбрух
«Leonard», автор и иллюстратор Вольф Эрльбрух
«Leonard», автор и иллюстратор Вольф Эрльбрух

Конечно, рассказать обо всех аспектах искусства иллюстрированной книги силами одного издательства невозможно, поэтому мы придумали серию «Легенды иллюстрации». В рамках нее мы хотим не столько рассказать об истории иллюстрации в целом, сколько обозначить какие-то «точки силы», особые всплески на карте.

«The Big Question», автор и иллюстратор Вольф Эрльбрух
«The Big Question», автор и иллюстратор Вольф Эрльбрух
«The Big Question», автор и иллюстратор Вольф Эрльбрух
«The Big Question», автор и иллюстратор Вольф Эрльбрух
«The Big Question» автор и иллюстратор Вольф Эрльбрух
«The Big Question» автор и иллюстратор Вольф Эрльбрух

Выбранные нами иллюстраторы всю свою жизнь вкладывали в искусство книги и благодаря им направление, в котором развивалась книга, менялось. Мы зацепились за термин «легенда», чтобы немного сузить себе выбор, однако и после тщательного отбора значимых художников оставалось слишком много. Следующим нашим шагом было выбрать тех, с кем «Самокат» совпадает интонационно, ведь за все годы работы у издательства сформировалась очень узнаваемая интонация и далеко не каждый художник нам подойдет: он должен быть одновременно смелым, веселым и, может быть, немного чудаковатым.

И, наконец, нам хотелось найти таких авторов, которые оставались бы остро современными в наши дни, не выглядели старомодно, невзирая на время, в которое они творили. И, даже при таком количестве критериев, список выбранных художников получился довольно длинным.

Сейчас мы выпустили две первые книги серии - это «Хамелеон» и «Пеццетино» Лионни. Сам же Лео Лионни станет одним из магистральных авторов серии.

«A color of his own», автор и иллюстратор Лео Лионни
«A color of his own», автор и иллюстратор Лео Лионни
«A color of his own», автор и иллюстратор Лео Лионни
«A color of his own», автор и иллюстратор Лео Лионни

На примере Лео Лионни можно понять, в каком направлении мы собираемся двигаться. С одной стороны, Лионни бесспорный классик детской литературы. Он был одним из первых художников, привнесших авангард в детскую книгу, одним из первых, кто отважился заговорить с ребенком на языке абстрактного. Список тех, на кого его работы оказали влияние, просто бесконечен (попробуйте, например, положить рядом «Пеццетино» и «Слона Элмера»).

«Pezzettino», автор и иллюстратор Лео Лионни
«Pezzettino», автор и иллюстратор Лео Лионни
«Pezzettino», автор и иллюстратор Лео Лионни
«Pezzettino», автор и иллюстратор Лео Лионни
«Pezzettino», автор и иллюстратор Лео Лионни
«Pezzettino», автор и иллюстратор Лео Лионни

Вместе с тем, книги Лео Лионни удивительно современны – и с точки зрения художественной манеры (очень разнообразной) и с точки зрения самого высказывания: поиск себя, принятие другого, ценность дружбы и творчества - темы, конечно, достаточно универсальные, вневременные, но вот интонация Лионни очень актуальная.

«Little blue and little yellow», автор и иллюстратор Лео Лионни
«Little blue and little yellow», автор и иллюстратор Лео Лионни
«Little blue and little yellow», автор и иллюстратор Лео Лионни
«Little blue and little yellow», автор и иллюстратор Лео Лионни

Среди других авторов, книги которых готовятся к выходу, обязательно нужно упомянуть Беатриче Алеманью, ведь ее в России ждут уже очень давно. Очевидно, что Алеманья сильно отличается от Лионни - у нее совсем другой художественный язык, она из другого поколения и (частично) другой страны.

«Un grand jour de rien», автор и иллюстратор Беатриче Алеманья
«Un grand jour de rien», автор и иллюстратор Беатриче Алеманья
«Un grand jour de rien», автор и иллюстратор Беатриче Алеманья
«Un grand jour de rien», автор и иллюстратор Беатриче Алеманья
«Un grand jour de rien», автор и иллюстратор Беатриче Алеманья
«Un grand jour de rien», автор и иллюстратор Беатриче Алеманья

Но нельзя не заметить, что при этом у них и много общего. Алеманья также оказала огромное влияние на последующее поколение художников, особенно - на самых юных иллюстраторов, которые работают прямо сейчас. Вообще, это удивительно, как художник, находясь на пике своей карьеры, в самом расцвете сил, уже стал живой легендой.

«Gisele de verre», автор и иллюстратор Беатриче Алеманья
«Gisele de verre», автор и иллюстратор Беатриче Алеманья
«Gisele de verre», автор и иллюстратор Беатриче Алеманья
«Gisele de verre», автор и иллюстратор Беатриче Алеманья
«Gisele de verre», автор и иллюстратор Беатриче Алеманья
«Gisele de verre», автор и иллюстратор Беатриче Алеманья

Кроме того, мы уже можем анонсировать выход книг Вольфа Эльбруха и переиздание Тони Унгерера, хотя список авторов будет гораздо-гораздо шире.

«The Mellops go diving for treasure», автор и иллюстратор Тони Унгерер
«The Mellops go diving for treasure», автор и иллюстратор Тони Унгерер
«Christmas Eve at the Mellops'», автор и иллюстратор Тони Унгерер
«Christmas Eve at the Mellops'», автор и иллюстратор Тони Унгерер
«Christmas Eve at the Mellops'», автор и иллюстратор Тони Унгерер
«Christmas Eve at the Mellops'», автор и иллюстратор Тони Унгерер

У нашей серии есть еще одна важная особенность. Как я уже сказала, наша задача - рассказать читателю о мире иллюстрации и о том, почему выбранные нами авторы - легенды. Ребенку, да и неподготовленному взрослому иногда сложно понять, в чем ценность той или иной книги: чтобы понимать, нужно быть знакомым с контекстом. И вот для того, чтобы объяснить этот контекст мы придумали дополнять каждую книгу специальным вкладышем. В нем будет информация об иллюстраторе, его судьбе, о техниках, в которых он работал, о том, какой вклад он внес в историю книжки-картинки, почему после его работ искусство книжной иллюстрации больше никогда не будет прежним. Во вкладыше буду вопросы и задания, которые помогут и детям, и взрослым лучше понять творчество художника.

«Cats as cats can», автор и иллюстратор Тони Унгерер
«Cats as cats can», автор и иллюстратор Тони Унгерер
«Cats as cats can», автор и иллюстратор Тони Унгерер
«Cats as cats can», автор и иллюстратор Тони Унгерер
«Cats as cats can», автор и иллюстратор Тони Унгерер
«Cats as cats can», автор и иллюстратор Тони Унгерер

Важно, наверное, подчеркнуть: нам не хотелось сосредотачиваться на технике, гораздо важнее было рассказать, как с помощью этой техники творится искусство. Ведь при помощи трафарета можно нанести дорожные знаки, а можно создать удивительное произведение, и нам хотелось бы попытаться объяснить, где эта тонкая грань, отличающая дорожную разметку от книги, как можно использовать разные художественные приемы для выражения своих идеи. Для этого мы придумали рубрику вопросов и заданий во вкладыше. Она поможет ребенку понять, как устроено искусство. Скажем, как мы понимаем, что нарисованному персонажу грустно, как передать, что лес пушистый, а вода мокрая? А если взять несколько цветов и последовательно наносить их друг на друга в технике трафарета, изменится у нашего хамелеона настроение?

Вот об этом - о том, что каждая краска и каждый инструмент, каждый мазок и штрих – не просто так, все это нужно для того, чтобы выразить те или иные чувства, - нам хотелось бы поговорить с ребенком. Нам кажется, что эта история довольно уникальна, ведь о техниках или истории искусства детям всегда есть кому рассказать, а вот предложить ребенку не только изучить какое-то произведение, но и попробовать создать свое собственное – на это отваживаются немногие.

_________________________________

Если вам нравятся истории о книжках-картинках и их создателях, подписывайтесь на наш канал "Картинки и разговоры". А на нашем сайте вы найдете массу полезной информации на эту тему (и мы даже попытались все это как-то систематизировать). А еще у нас есть инстаграм, мы там иногда разыгрываем книги, а в сторис показываем любимые книги из фамильной библиотеки :)

Также вы можете поддержать проект, что поможет нам выпускать больше качественных и интересных материалов.