Найти тему
Живопись

Художник Вячеслав Шварц: такая короткая жизнь

Оглавление

30 лет – это достаточный возраст, чтобы войти в историю и оставить след на столетия вперед? Многие ощущают себя в этом возрасте юными и полными надежд на будущее. А для некоторых жизнь обрывается в ранних летах. Так случилось с русским живописцем Вячеславом Григорьевичем Шварцем. Ему было без малого 31 год, но за краткий промежуток он успел создать поистине великие полотна.

"Автопортрет"
"Автопортрет"

Его произведения заставили переосмыслить и создать новое русское историческое направление в живописи. Вячеслав Григорьевич смог освободиться от рутинного академического классицизма, продвигая новые ценности русской мысли. Шварц воплотил их в своих картинах со всею самобытностью, оставив о себе справедливую память как о самом выдающемся из всех писавших старину.

В его картинах главное значение кроется в содержании. Шварц смог без напыщенной романтической идеализации и слащавости, с неподдельной интуицией передать произошедшие много лет назад события. У него получилось правдиво изобразить допетровские времена так, что сегодня по его картинам мы можем смело изучать историю России.

Наглядным примером может служить картина художника «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче».

"Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче", 1868, холст, масло
"Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче", 1868, холст, масло

Художник показал обыденную сцену, наполнив ее тонким изяществом. На фоне весеннего русского пейзажа на контрасте написаны богатые царские возки, дорогие одежды свиты. При этом главной темой картины является эстетика русской жизни. Свое произведение художник закончил за год до кончины, в 1868 году. Картина занимает свое место в сокровищнице русской живописи и в настоящий момент экспонируется Государственной Третьяковской галереей.

«Вешний поезд царицы на богомолье» - очень тонкое, выверенное по замыслу и сложное произведение Шварца. Будучи настоящим знатоком истории, Вячеслав Григорьевич, а с ним мало кто мог сравниться в глубине познаний, часто обращался к быту царской Руси. Это относится и к «поезду царицы». Сюжет крайне прост: царица, она же жена русского царя Алексея Михайловича, отправляется на богомолье по святым местам. По обычной весенней дороге направляется царский поезд. Перед крытой повозкой с эмблемой двуглавого орла идет группа статных всадников в богатых костюмах. За царственным возком следует еще один – в насыщенно красном тоне, в окружении охраны. Огромная колонна простирается до самого горизонта, что страшит обычных жителей деревни. Они выбегают на улицу посмотреть на невиданное до этого зрелище.

"Вербное Воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти",1865, холст, масло
"Вербное Воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти",1865, холст, масло

Значительную роль в произведении играет пейзаж. Благодаря его лирике, даже скорее мелодии, мастер смог передать поэтический исторический облик. Воедино сплетается голубоватый оттенок с сизой дымкой, образуя мягкий рассеянный свет. При длительном рассмотрении картины невольно ощущается легкий морозный, но уже такой свежий, весенний воздух.

Картина удивительно динамична. Именно на таком прекрасном фоне Шварц умело изобразил всю процессию, яркие детали каждого персонажа. Это позволило художнику включить всех участников и увести композицию в глубину. Складывается впечатление, что на полотне воссоздана сцена из прошлого, которую зритель видит сам издалека. Полное единение со зрителем – это признак настоящего мастерства автора. Работа снискала любовь публики буквально сразу же. Академия художеств присвоила Шварцу звание почетного вольного общника.

"Угощение боярина",1865
"Угощение боярина",1865
-8

🎯 Если вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Приглашаем посетить наш сайт! Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи!

Предлагаем для обсуждения статьи:

Слово чести в постели с королем

Легенды дворцовых коридоров: Лувр

Падение Египта: бесславный конец