Разрушающийся итальянский ренессанс, загадочная городская баня и домики для гномов
Этот отдаленный уголок Кировского района появился из-за войны, но его главная артерия получила название «улица Мира». В разное время район был схож с Берлином, Одессой и даже Флоренцией эпохи Возрождения, но с момента перестройки и по сей день он медленно превращается в тень самого себя. Вспоминаем бьющие фонтаны и аутентичный дух Расточки прошлого и смотрим сегодняшним взглядом на мутные перспективы типичного сибирского захолустья.
Заводы для войны и жажда мира: история появления
Микрорайон Мира, намного больше известный среди горожан как Расточка, своим появлением, названием и развитием обязан заводу расточных станков, который построили в 1939 году. Из-за Великой Отечественной войны уже в 1942 году на место этого предприятия перевезли машиностроительный завод из Краснодара. Так был создан промышленный гигант «Тяжстанкогидропресс», работающий под этим названием и сегодня. Что же до завода расточных станков, то его деятельность как самостоятельного предприятия после этого завершилась, толком не начавшись. Но несмотря на то, что просуществовал он всего три года, слово «расточка» сразу и накрепко засело в головах горожан.
Зарождение микрорайона началось на левом берегу Оби, за деревней Бугры, где на голом пустыре между рекой Тулой и Новокузнецкой веткой железной дороги власти выделили площадку под новые предприятия и рабочие поселки для них. Поэтому изначально Расточка ограничивалась несколькими поселениями, которые группировались вокруг удаленных друг от друга Оловозавода и «Тяжстанкогидропресса». Эти точки и сегодня обозначают условные границы территории. Условные, потому что четкий ее контур на карте Кировского района провести очень сложно.
Расточкой сегодня принято считать ареал от начала улицы Беловежской с площадью Сибиряков-Гвардейцев до пересечения улиц Мира и Ватутина. А также замкнутые в этом пространстве улицы Бетонную, Горбаня, Бебеля, Ольховскую и Бурденко. Улицу Мира, главную магистраль Расточки, в сороковые так назвали, конечно, неспроста: в годы самой страшной в истории человечества войны всем и везде хотелось только одного…
Архитектурные осколки Европы: этапы застройки и развития
Маленький Берлин. После войны деревянные бараки, которые образовывали небольшие разрозненные поселки, снесли. На их месте построили более комфортные и современные для той эпохи дома. Первые новостройки тогда появились на улице Сибиряков-Гвардейцев — недалеко от «Тяжстанкогидропресса». Кстати, несколько лет назад из-за аварийного состояния их снесли.
До сих пор бытует мнение, что послевоенная застройка района осуществлялась силами пленных немцев. Отчасти это действительно так, и здесь есть построенные ими здания. Но их, во-первых, немного, а во-вторых, теперь уже сложно определить, какие именно это дома.
Доподлинно известно лишь то, что исходя из оценки возраста жилых зданий, они находятся на улице Бурденко. Так что эту зону Расточки неспроста раньше называли «маленький Берлин».
Однако «берлинская» эпоха быстро закончилась: всех военнопленных в течение трех-пяти лет после войны выслали обратно в Германию. Дома, которые появились здесь начиная с конца 40-х годов, возводили уже советские строители.
Флорентийский ренессанс. В 1950–1955 годах Расточку в том виде, какой мы знаем ее сегодня, проектировал архитектор В. Майков (он же контролировал строительство новых кварталов). По каким-то неведомым причинам источников с подробностями о жизни и деятельности этого талантливого человека не сохранилось. Нам не удалось узнать даже его имени.
Но именно Майков придумал проект так называемой плотной периметриальной обстройки, который подразумевает размещение яслей и детских садов внутри небольших прямоугольных кварталов, а также «встраивание» магазинов в угловые здания вдоль главной магистрали по улице Мира. Часть возведенных жилых домов были двухэтажными, часть — трех- и четырехэтажными. Сделаны они были из кирпича и шлакоблоков.
Дома на Мира были построены в середине прошлого века в стиле позднего флорентийского Возрождения. Эту особенность идентифицировал и подробно проанализировал в книге «Новосибирск: история градостроительства 1945–1985 гг.» новосибирский историк архитектуры Сергей Баландин. Он дал Расточке следующую активно цитируемую характеристику: «По характеру стиля архитектура приближалась (но сдержанно) к флорентийскому ренессансу».
Как отметил именитый архитектор, схожесть с этим итальянским стилем району придавали «…устройство по торцам домов перекрытых террас, открытых карнизов со значительным выносом, силуэтная пластика зданий и ее формообразующее богатство. Почти все здания соединялись между собой стенами — ограждениями квартала с устроенными в них арочными или портальными проездами и пешеходными проходами».
И действительно, даже сегодня в обветшалых зданиях можно разглядеть их былую красоту: многочисленные арки, французские балкончики, эркеры. Были и вовсе удивительные, смелые для Сибири архитектурные решения. Например, общий двор двух симметрично спланированных домов Майков украсил фонтанами с большими круглыми чашами-бассейнами. Этим архитектор хотел подчеркнуть парковый характер внутренних пространств дворов. К сожалению, в наши дни от фонтанов мало что осталось, и найти эти осколки былой роскоши под слоем снега оказалось невыполнимой задачей.
Скромное обаяние Одессы. Из-за концентрации заводов Расточка во все времена была вотчиной рабочего класса. Плюс к этому, территориально она сильно оторвана от основной инфраструктуры города. Тем не менее, район почти всю советскую эпоху был вполне благополучным. В 60-е годы все «флорентийские» двухэтажки стали прирастать надстройками и превратились в трехэтажки.
Жизнь в застойные 70-е здесь была самобытная, а царившая атмосфера отличалась от других районов города. Об этом с ностальгией вспомнила одна из жительниц Расточки брежневского периода:
«Это было время моего детства. Помню, как многие бабушки днями напролет сидели на открытых мансардах и балконах, поливали цветы и гладили сонных котов. А мы, дети, плескались в фонтанах и рвали черемуху в соседнем частном секторе. Под вечер со смен возвращались чумазые мужчины, и из каждого окна по всему району тянулся запах жареной рыбы с картошкой. А потом все собирались во дворах: старики рассказывали про войну под игру в домино или шашки, а женщины обсуждали последние новости из города и даже пели песни. Ну просто наша маленькая Одесса!»
Но уже в 80-е годы ситуация неумолимо и безвозвратно изменилась не в лучшую сторону: дома начали ветшать, а жители все чаще стали переезжать в более благополучные и развитые районы города. Вместе с этим Расточка, как та же, но только послевоенная, Одесса, превратилась в криминальный район. Умиротворение в уютных дворах сменили наркотики и подпольная торговля спиртом, который воровали на местных заводах. Эта слава только укрепилась во времена перестройки и в 90-е годы.
Конец прекрасной эпохи: Расточка сегодня
Сегодня криминал в его открытом, бандитском понимании, с Расточки ушел. Как исчезли и многие яркие следы массового употребления алкоголя и наркотиков. Во всяком случае, на улицах Расточки все это уже не заметно. Последним очагом неблагополучия в нулевые годы были панельные дома и общежития, построенные уже в позднесоветский период. Они находятся в начале улицы Беловежской за площадью Сибиряков-Гвардейцев. Но сейчас там тоже стало тихо и спокойно. И именно здесь теперь проходит граница Расточки.
Одной из характерных черт нового времени в районе стали мигранты. Здесь они работают: ремонтируют и убирают дворы, торгуют на рынке. Здесь же они и живут, разбавляя «ренессансный» архитектурный дух нотками восточного колорита. Благодаря этому Расточка еще больше напоминает микро-филиал СССР.
Исчезающую уникальную атмосферу района время еще не разрушило до конца. Дворы здесь почти не заставлены машинами, а со стен окружающих домов и из-за их углов на вас взирают живые артефакты ушедшей эпохи: полукруглая табличка из 60-х годов (с номером дома и подсветкой, но без лампочки), маленькая вывеска о времени работы обувщика из 80-х и остатки детской площадки, возраст которой сложно идентифицировать. Выглядит все это настолько хрупким, что, кажется, рассыпется от малейшего прикосновения.
Современные баннеры и прочие виды наружной рекламы архаичный дух Расточки не нарушают. Правда, недавно еще многочисленные вывески советской эпохи здесь уже практически исчезли. Но на их местах появились стилистически похожие таблички с лаконичными названиями учреждений: «Продукты», «Парикмахерская» и, конечно же, «Пиво» (этих вывесок тут не одна и не две).
Жизнь, как в кино. Эта же хрупкость присуща и архитектурным сооружениям. Еще не аварийные, но с облупленной штукатуркой дома соседствуют со строениями, перетянутыми страховочными обручами из металла. Повсюду заметны строители, которые в основном ремонтируют крыши, но иногда и сами дома. Этот ансамбль разбавляют уже полностью развалившиеся или приготовленные под снос остатки «флорентийской» архитектуры.
Если убрать с улиц все немногочисленные признаки современной эпохи, то Расточка может превратиться в готовые декорации для съемок фильмов разных жанров. Тут есть и бабелевский трагикомичный антураж 20-х годов, и мелодраматическая эстетика провинциальной Италии Федерико Феллини из 60-х, и даже руины для фильмов о Великой Отечественной войне.
Например, некоторые заброшенные дома вызывают стойкие ассоциации с бомбежкой: в крышу будто упал неразорвавшийся снаряд, который подчистую разрушил все внутри, оставив невредимыми внешние стены зданий.
Кстати, кино про Расточку все-таки сняли. И сделал это не кто иной, как большой «поклонник» Новосибирска, Илья Варламов. Красоту района блогер оценил, но в целом в его видеопрогулке по местным дворам городу опять досталось…
В некоторых дворах возле домов нам встретились странные миниатюрные сооружения, отсылающие уже то ли к жанру фэнтези, то ли к арт-хаусу: крохотные и нарядные домики, предназначенные, как показалось, для игр детей или для жизни домашних питомцев.
«Это у нас тут гномы живут», — рассеяла наши банальные предположения выходящая из подъезда женщина. «Шучу. Мы тут творим так — инсталляции делаем. Вот этот домик, например, давно построил тогда еще совсем молодой человек в подарок своей любимой», — сказала она с плохо скрываемой ностальгией. Возможно, именно ей и была посвящена эта инсталляция.
Горбаня или «ГорБаня»? Достопримечательности Расточки
Дом культуры им. А. И. Ефремова. В отличие от правобережных городских ДК, дом культуры имени Ефремова известен далеко не всем новосибирцам. А ведь 12 лет назад, после реконструкции, он получил статус памятника архитектуры регионального значения. Свое название ДК получил в честь министра станкостроения СССР Александра Илларионовича Ефремова, чье имя после скоропостижной смерти в 47 лет получили многие важные объекты Расточки, в том числе и районообразующий завод «Тяжстанкогидропресс».
Дом культуры был построен в 1952 году по проекту архитектора Валентина Добролюбова и являет собой характерный образец советского клубного здания и яркий пример классицистических архитектурных форм середины прошлого века.
Храм. Расточка не могла бы быть «маленькой Флоренцией» без настоящих итальянцев. И они действительно тут живут! Речь о монахах Крестовоздвиженской обители францисканцев. Священнослужители нашли свое пристанище в небольшом католическом храме под названием «Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии».
Его построили в начале 80-х годов прошлого века потомки немногочисленных немцев, оставшихся со времен образования района. Здание храма сложно назвать архитектурной жемчужиной, оно скорее напоминает большой коттедж. Но это не умаляет его ценности как местной достопримечательности.
«Горбаня». Как уже упоминалось выше, на Расточке есть улица под названием Горбаня. Оно происходит от фамилии руководителя новониколаевского ЧК Федора Горбаня. Но долгие годы многие горожане и даже жители Расточки недоумевали, что это за городская баня и где она находится. Такой вот побочный эффект советской любви к сокращениям слов…
А баня в районе все же есть. Только находится она совершенно в другой стороне — на улице Беловежской. Построенная в 1953 году, баня №3 работает до сих пор. Ее нынешние владельцы даже стилизовали вывеску и фасад под старину.
А что же дальше? Вместо постскриптума
Вопросы о будущем Расточки стоят уже давно и остро. Реконструировать старые здания в духе ренессанса или снести там все подчистую? А если сносить, то куда и за чей счет расселять людей?
Архитектор Игорь Поповский и краевед Константин Голодяев в разное время высказывали схожие точки зрения насчет дальнейших перспектив развития этого района.
Они отмечали, что его колорит буквально требует сделать Расточку туристической меккой. И, следовательно, взяться за серьезную реконструкцию архитектурного ансамбля этого места. Но, по словам самих же экспертов, туристический потенциал Расточки мешает воплотить в жизнь удаленность района от развитой части города.
Сегодня у городских властей все-таки есть планы на снос Расточки, привлечение инвесторов и застройку района новыми жилыми комплексами. Земля здесь уже дорожает из-за выгодных, с точки зрения инфраструктуры и транспорта, условий: соседства с ТЦ «Мега», крупной магистралью и Бугринским мостом.
Правда, разговоры о реновации района идут уже не одно десятилетие, а воз и ныне там. Масштабы жилищного строительства здесь очень скромные, несмотря на огромную площадь потенциально свободной земли. Остатки расселенных домов годами ждут своей участи и… остаются на том же самом месте.
Между тем, ветшает и пока еще обитаемое наследие прошлых эпох. Минувшей зимой в районе случился серьезнейший коммунальный кризис: коллапс системы отопления и водоснабжения оставил без тепла в разгар морозов 79 двухэтажек. В этом году Расточка, по сообщениям СМИ, вновь замерзает.
Трудно предсказать, когда на эту территорию все-таки придет застройщик с масштабными планами. Но в том, что рано или поздно это произойдет, не дают сомневаться сами темпы развития Новосибирска. Так что каждому, кто еще здесь не был, хочется посоветовать обязательно посетить Расточку. Чтобы неспешно прогуляться по ней и успеть застать ускользающую красоту одного из самых аутентичных и самобытных районов города.
А как бы вы поступили с архитектурным ансамблем Расточки?
- Снес бы это старье!16.7%
- Уникальные дома заслуживают спасения!83.3%
Антон Митько
АВТОР N1.RU
Журналист, сценарист, режиссер документального кино