Фрагмент уникальной биографии Анатолия Давыдова из книги, которая выйдет в свет в 2020 году.
- В ленинградский «Зенит» середины 70-х годов прошлого века - как же давно это было! - мы с Давыдовым были приглашены почти одновременно. Только главный тренер Герман Семенович Зонин и его помощники заметили Толю в команде из его родной Тулы, а я был воспитанником горьковского футбола. Давыдов приехал в Ленинград чуть пораньше меня, летом 1975 года, а я закрепился в «Зените», хоть и не сразу, следующей зимой. Более того, меня тоже, как и Толю, Зонин взял в команду именно крайним защитником! Об этом мало кто уже помнит… Это потом я переквалифицировался в «Зените» в полузащитники, да так всю карьеру в средней линии и провел.
Два провинциальных молодых парня в новом, огромном, очень красивом, совершенно завораживающем, но при этом и совершенно незнакомом городе. Новый футбольный коллектив, присматривающийся - «а кого это к нам привезли?». Понятно, что первое время мы с Толей много свободного времени держались вместе - даже при том, что он уже приехал в Ленинград основательным семейным человеком, а я тогда еще ходил в холостяках. В компании легче было вливаться в новую команду. Кстати, Давыдову ведь тоже пришлось менять привычную игровую позицию в «Зените». Из Тулы приглашался он ведь как правый защитник, и начинал в Ленинграде именно на этом фланге.
Отыграли мы с ним вместе за «Зенит» 11 сезонов. И все это немалое время Толя оставался в команде одним из самых главных профессионалов. Вот настоящий Профи с большой буквы - абсолютно во всем! Как он готовил себя не только к официальным матчам, но и к рядовым тренировкам, как потом восстанавливался после нагрузок - это надо было видеть. Тщательнейшая разминка, массаж часа на два, не меньше!
А как он ел на зенитовской базе в Удельной! Не в смысле объема пищи, конечно. К питанию он подходил очень избирательно, зато настойчиво. Садимся после тренировки обедать, стол накрыт на четверых футболистов, как обычно. Лежит на столе большой пучок зелени - один на всех. Так мы опомниться не успеем, как Толя этот пучок зелени схватит, скрутит и - ам! - нет его. Только хруст стоит. И еще посмеивается: «Я уже старенький, мне витамины нужны. А вы, молодежь, вон на мясо налегайте».
Толя был в команде таким, знаете, настоящим русским мужичком. Основательным, серьезным, очень ответственным. Никогда не курил, хотя были у нас любители посмолить - причем где угодно и когда угодно. Очень мало пил. Мог, конечно, выпить шампанского - помню, что он предпочитал именно этот напиток, но меру свою всегда знал. И по-настоящему пьяным я его ни разу в жизни не видел, хотя на все праздничные даты мы всей командой, с женами всех игроков, собирались именно у него. Только у Давыдова, отца двух маленьких детей, в «Зените» в те годы была трехкомнатная квартира, хоть и маленькая. Ух, и весело мы всегда тот же Новый год справляли. Одна новогодняя история с ондатровой шапкой вместо футбольного мяча чего стоит, но пусть ее сам Толя рассказывает…
На футбольном поле мы, защитник и полузащитник, то и дело оказывались рядом. Взаимовыручка - великое дело в командном виде спорта. За Толин левый фланг всегда можно было оставаться спокойным. Отработает за нас, полузащитников, как надо - и при этом еще успеет что-то подсказать! И еще один характерный момент. Никто, в принципе, не любит, когда его во что-то обыгрывают. Но как не любил уступать даже в разовом единоборстве Толя - это что-то. Его «обидчику» потом, от греха подальше, лучше было перейти с давыдовского фланга на противоположный.
Он был асом, мастером практически в любой игре. Очень хорошо играл в карты и почти всегда выигрывал, достойно «рубился» и в бильярд, но особенно шикарно - в домино. И сам говорил, что доминошная «школа» у него - еще с детских, дворовых времен.
Еще одна «фишка» была у Толи связана тоже со столовой на базе. Даже не со столовой, а с кухней. Возьмет прямо оттуда большой кусок сливочного масла - и мажет им… бутсы. Размягчает рабочую обувь! Новые бутсы получит - и мнет, мнет, мнет их до той поры, пока они старыми не покажутся!
Профессионал. Всегда и во всем. Уникальный футболист. Потому и играл в большой футбол почти до 44 лет - невероятные ведь цифры. И мало кто знает о том, что он мог сыграть за «Зенит» и в начале 90-х, когда я сам принял команду. Но тогда Толя предпочел продолжить играть в чемпионате Финляндии. А жаль. Тем очень молодым и очень перспективным ребятам такой «дядька-наставник» на поле очень бы пригодился!
Александр КУЗЬМИН. Комментарий соавтора книги:
- Да, вот уже почти 45 лет «дядька-наставник» (цитирую Вячеслава Мельникова), чемпион СССР как футболист и обладатель Кубка России как главный тренер Анатолий Давыдов верой и правдой служит ставшему для него навсегда родным «Зениту». Впервые он вышел на поле в зенитовской майке в 21 год, в последний раз надел ее в официальном футбольном матче в 43 года!!! Уникум, что и говорить. Конечно же, именно Давыдов является ныне живой легендой футбольного клуба «Зенит». Именно он - действующий (и еще очень долго будет действовать!) рекордсмен клуба по числу сыгранных за «Зенит» матчей - 456. Один из этих матчей (домашний, в 1980 году в СКК) стал для ленинградского клуба «бронзовым», другой (опять же домашний, и опять же в СКК - но уже в 1984 году) стал «золотым»…
А потом были фантастические полсезона в чемпионате России-1997, когда в зенитовской защите вместе играли отец и сын(!) Давыдовы - Анатолий и Дмитрий. Случай, просто не имеющий аналогов в высших лигах ведущих чемпионатов планеты! Был выигранный Кубок России… А ныне есть хлопотливая деятельность на посту директора знаменитой Академии «Зенита» на улице Верности.
… А ведь всей этой поистине невероятной зенитовской биографии вполне могло и не быть. Если бы самого Анатолия Викторовича Давыдова… убили еще 40 лет назад, в 1979 году - когда он очень неосторожно решил продать свою новенькую «Волгу» фактически первым встречным (и оказалось, что очень предприимчивым и опасным) людям.
Сорок лет сам Давыдов упорно молчал об этой совершенно жуткой истории. Но ведь автобиографическая книга пишется по принципу «полной исповеди» - или обо всем, или ни о чем…