Нет, Александр Сергеевич не канонизирован – хотя некоторые исследователи называют его христологической фигурой.
Однако в Петербурге в Государственном музее истории религии можно встретить такую икону конца XIX века:
На ней изображены святые Козьма и Дамиан. По легенде, великомученики были братьями-близнецами, но на иконе они приобрели вполне узнаваемые черты – Пушкина и... Владимира Даля, составителя знаменитого словаря живого великорусского языка.
Кстати, считается, что идею этого словаря подсказал Далю Пушкин. И именно Владимир Иванович как друг и врач дежурил у постели смертельно раненного поэта. Но как два гения, которых называют основоположниками русского языка, оказались на иконе?
Козьма и Дамиан прославились в Древнем Риме как искусные врачеватели, а на Руси их почитали ещё и как покровителей кузнецов, и крепкого брака. Что связывало с ними Пушкина и Даля?
Вот мнение Ксении Чекодановой, заведующей научно-методическим отделом Музея истории религии:
"День Козьмы и Дамиана приходился на 1 ноября (по новому стилю 14 ноября). В этот день после окончания сельскохозяйственных работ открывались церковно-приходские школы. Так Козьма и Дамиан стали отвечать ещё и за образование. Именно в этой ипостаси римские святые для одной из икон "позаимствовали" облик Александра Сергеевича Пушкина и Владимира Ивановича Даля.
В истории западноевропейского искусства не раз случалось, что святые приобретали портретное сходство с высокопоставленными заказчиками, правителями и меценатами, а порой и близкими людьми художника. После петровских реформ такое случалось и в русском искусстве. Но одно дело – придать чертам святых (а внешность большинства христианских святых, включая Козьму и Дамиана, живших в III веке н. э., – загадка) сходство с реальными людьми, другое – "превратить" их в святых".
Однако есть несколько икон, на которых великий русский поэт изображён в облике самого себя – рядом со своим современником, митрополитом Филаретом, позднее причисленным к лику святых:
Эту икону можно увидеть в московском храме в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость...", неподалёку от Третьяковской галереи. Пушкин изображен в ряду житийных эпизодов на иконе святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского.
В руках обоих – по свитку. Это отсылка к их стихотворному спору.
В мае 1828 года, в день своего рождения, Пушкин пишет:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Это стихотворение прочёл митрополит Филарет и, взволновавшись, написал поэту ответ:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.
По воспоминаниям современников, Пушкин был поражён этим стихотворным ответом церковного иерарха. Продолжая тему, в январе 1830 года он пишет своего рода исповедь:
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.
(В другой редакции:
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.)
Кроме того, Пушкин с нимбом есть в Саранске, в Мордовском музее изобразительных искусств. Но это не икона, а стилизация:
Картина Степана Короткова «А. С. Пушкин («Нет пророка в своём отечестве»). 1999 г. холст, масло. 100х90.
И целая галерея портретов, стилизованных под иконы, расположилась в храме науки – на кафедре русского языка в казахстанском университете. Филологов можно понять )
Вот такую работу в жанре "наивное искусство" создала художница Ольга Перегоедова: "Саша Пушкин – солнце русской поэзии".
Ольга Перегоедова: "Саша надолго занял почётное место в мастерской. Я любила смотреть в его прозрачные глаза.
Есть у меня такая слабость – влюбляться в своих персонажей".
Завершим нашу галерею этой чудесной фреской:
Автор фото – Лев Ганкин:
"А вот ещё прекрасное: в музее при соборе города Ла-Сеу-де-Уржель (Испания) обнаружился А. С. Пушкин. Деталь фрески XIV века из церкви в деревне Кабделла. Рядом написано "святой Пётр", но мы-то знаем!..".
Читайте также:
Новый «Евгений Онегин» в Театре им. Маяковского: осторожно, спойлеры! :)
Пять муз, пять шедевров: кто вдохновлял поэтов
Первые иллюстрации к «Евгению Онегину»
Пушкин в картинках
Самые необычные памятники Пушкину
Жизнь и удивительные путешествия Александра Сергеевича
Чем русский язык обязан Пушкину
«Весёлое имя Пушкин»: Смехов, Кортнев, Сурганова...
Загадочный и недооценённый: Евгений Баратынский
Путеводитель по моему каналу на Яндекс.Дзене: публикации про кино и сериалы