Когда первая пятерка советских космонавтов поступала в академию Жуковского, им на выбор предложили выбрать в качестве темы дипломной работы космический корабль "Восток".
На это Королев категорический возразил -" только космический корабль самолетной схемы. Это наше будущее. Пусть на примере маленького космического кораблика с крылышками разберутся, что к чему."
Шли годы, слова Королева оказались пророческими. С 1967 году американцы приступают к работам по созданию "космической транспортной системы", которая в будущем станет тем самым Space Shuttle
Идея системы была проста. Каждый запуск сверхтяжелой ракеты Сатурн-5 обходился американскому бюджету более чем в 1,3 млрд долларов и с этим надо было что то делать. В НАСА решили, что если сделать максимальное количество деталей в космическом корабле многоразовыми, то такие запуски станут в разы дешевле.
На будущий корабль возлагали огромные надежды. Шаттл должен был совершать полеты на орбитальные станции, летать до Луны и даже до Марса.
Надежды не оправдались даже на треть. В 2010 стоимость одного запуска Шаттла составляла 775 миллионов долларов, а вся программа обошлась почти в 200 миллиардов.
За эти деньги на НОО выводилось 130 т из которых 20-25т составляла масса полезной нагрузки, все остальное приходилось на Шаттл.
Если вы думаете, что шаттл можно было использовать сразу же после приземления, то глубоко ошибаетесь. После полета космический корабль проходил дорогостоящее техническое обслуживание, которое занимало от 6 месяцев до года.
Безусловною, с помощью шаттла на орбите можно было делать уникальные вещи, например проводить обслуживание телескопа Хаббл, но стоило ли оно 200 млрд. долларов?
За 30 лет эксплуатации было потеряно 2 шаттла из 5. В обоих случаях из-за комбинации технических просчетов и человеческой халатности. Шаттл Челленджер разрушился на 73 секунде после старта. Причиной стал запуск корабля при слишком низкой температуре (-1 по цельсию) из за чего уплотнительные кольца твердотопливных ускорителей потеряли эластичность. Образовалась утечка раскаленных газов, которые впоследствии привели к тому, что ускоритель слетел с крепления и пробил бак с жидким кислородом. Одновременно произошло разрушение внешнего бака с водородом, после чего смесь сдетонировала, поглотив шаттл.
В 2003 был потерян шаттл Колумбия. Как и в прошлом случае причиной стали технические недоработки в сочетании с халатным отношением сотрудников к своей работе.
В ходе старта в шаттл ударился кусок обтекателя, который оставил на ускорителе вмятину в 10 см длинной и 7 см в глубину. Проанализировав данные, специалисты пришли к выводу, что не нанесли повреждений шаттлу, хотя впоследствии на видеозаписи было видно, что часть их них ударилось об крыло шаттла.
В то время, разрешения камер не позволяло получить четкую картинку и оценить повреждения, поэтому полет решено было продолжить.
После того, как Колумбия стала входить в атмосферу, на участке с максимальными тепловыми нагрузками началось разрушение левого крыла.
Что характерно, НАСА до последнего не могли поверить в крушение корабля считая, что связь прервалась из за того, что хвост челнока заслонил спутниковую антену связи. О гибели шаттла руководители полетов узнали из телевизионной передачи, оператор которой заснял момент разрушения в прямом эфире.
в 2011 году программа Спейс Шаттл была завершена. За 30 лет службы шаттлы перевезли 1,6 тысячи тонн грузов, доставили в космос 852 человека и точно стали целой эпохой в освоении космоса для всего человечества.
Сегодня задел шаттлов активно используется для новой лунной программы "Артемида" и строительстве нового сверхтяжелого носителя SLS.
Что почитать:
Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно