Найти тему
SpaceForYou

Space Shuttle. Как провалилось будущее

Когда первая пятерка советских космонавтов поступала в академию Жуковского, им на выбор предложили выбрать в качестве темы дипломной работы космический корабль "Восток".

На это Королев категорический возразил -" только космический корабль самолетной схемы. Это наше будущее. Пусть на примере маленького космического кораблика с крылышками разберутся, что к чему."

Шли годы, слова Королева оказались пророческими. С 1967 году американцы приступают к работам по созданию "космической транспортной системы", которая в будущем станет тем самым Space Shuttle

Идея системы была проста. Каждый запуск сверхтяжелой ракеты Сатурн-5 обходился американскому бюджету более чем в 1,3 млрд долларов и с этим надо было что то делать. В НАСА решили, что если сделать максимальное количество деталей в космическом корабле многоразовыми, то такие запуски станут в разы дешевле.

На будущий корабль возлагали огромные надежды. Шаттл должен был совершать полеты на орбитальные станции, летать до Луны и даже до Марса.

Надежды не оправдались даже на треть. В 2010 стоимость одного запуска Шаттла составляла 775 миллионов долларов, а вся программа обошлась почти в 200 миллиардов.

За эти деньги на НОО выводилось 130 т из которых 20-25т составляла масса полезной нагрузки, все остальное приходилось на Шаттл.

-2

Если вы думаете, что шаттл можно было использовать сразу же после приземления, то глубоко ошибаетесь. После полета космический корабль проходил дорогостоящее техническое обслуживание, которое занимало от 6 месяцев до года.

Безусловною, с помощью шаттла на орбите можно было делать уникальные вещи, например проводить обслуживание телескопа Хаббл, но стоило ли оно 200 млрд. долларов?

-3

За 30 лет эксплуатации было потеряно 2 шаттла из 5. В обоих случаях из-за комбинации технических просчетов и человеческой халатности. Шаттл Челленджер разрушился на 73 секунде после старта. Причиной стал запуск корабля при слишком низкой температуре (-1 по цельсию) из за чего уплотнительные кольца твердотопливных ускорителей потеряли эластичность. Образовалась утечка раскаленных газов, которые впоследствии привели к тому, что ускоритель слетел с крепления и пробил бак с жидким кислородом. Одновременно произошло разрушение внешнего бака с водородом, после чего смесь сдетонировала, поглотив шаттл.

Серый дым впоследствии был обнаружен на фотографиях со старта
Серый дым впоследствии был обнаружен на фотографиях со старта

В 2003 был потерян шаттл Колумбия. Как и в прошлом случае причиной стали технические недоработки в сочетании с халатным отношением сотрудников к своей работе.

В ходе старта в шаттл ударился кусок обтекателя, который оставил на ускорителе вмятину в 10 см длинной и 7 см в глубину. Проанализировав данные, специалисты пришли к выводу, что не нанесли повреждений шаттлу, хотя впоследствии на видеозаписи было видно, что часть их них ударилось об крыло шаттла.

В то время, разрешения камер не позволяло получить четкую картинку и оценить повреждения, поэтому полет решено было продолжить.

-5

После того, как Колумбия стала входить в атмосферу, на участке с максимальными тепловыми нагрузками началось разрушение левого крыла.

Что характерно, НАСА до последнего не могли поверить в крушение корабля считая, что связь прервалась из за того, что хвост челнока заслонил спутниковую антену связи. О гибели шаттла руководители полетов узнали из телевизионной передачи, оператор которой заснял момент разрушения в прямом эфире.

-6

в 2011 году программа Спейс Шаттл была завершена. За 30 лет службы шаттлы перевезли 1,6 тысячи тонн грузов, доставили в космос 852 человека и точно стали целой эпохой в освоении космоса для всего человечества.

Сегодня задел шаттлов активно используется для новой лунной программы "Артемида" и строительстве нового сверхтяжелого носителя SLS.

Что почитать:

Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно

Наука
7 млн интересуются