Найти тему
Mike Lebedev

Робсон: первый гол за «Спартак»

Материал из серии «По волне нашей памяти»

...К лету 1997 года общественное мнение достигло своеобразного апогея: «Спартаку нужен настоящий легионер!» Об этом писала спортивная пресса, по телевидению об этом твердили даже, кажется, в программе «Время», да и многие болельщики, в общем, понимали: качественный рывок в «усилении» необходим, поскольку внутренние резервы и потенциал ближнего зарубежья выглядели несколько исчерпанными...

Поначалу активно дебатировалась тема некоего болгарина, назовем его условно Куйчев, но потом с «Куйчевым» что-то там не срослось, да и слава Богу. И вот, когда, казалось, трансферное окно вот-вот захлопнется – свершилось!

В Спартак едет бразилец! Самый настоящий, то есть, из Бразилии и черненький!

Хотя лично у меня, честно говоря – в «настоящести» спартаковского приобретения сразу кое-что насторожило. «Имя, сестра, имя!» Что за имя такое для бразильца – Робсон??

Пеле, Диди, Вава, Гарринча – так звали великих бразильцев прошлого.

Ромарио, Бебето, Рональдо – так тогда звали великих бразильцев настоящего. На этом фоне «Робсон» чисто фонетически звучало НЕ ТАК. Певец такой был – Поль Робсон. Торт в честь него назван был – тоже «Поль Робсон». Англичанин был Робсон. Но Робсон – бразильский футболист??

Как выяснилось вскоре, на футбол фонетика тоже влияет.

-2

Дебют «Максимки» пришелся на выездную игру с «Кошице», когда за 10 минут до свистка новобранец сменил Дмитриева (весьма загадочное приобретение, конечно). Но там было понятно, что сразу «с корабля на бал» феерии ждать не стоит, видимо, феерия последует уже дома, так что гостевые 1:2 – это не проблема.

Ага, последовала «феерия»... В общем, чуда не произошло, и вообще про «Кошице» - или хорошо, или ничего. Хорошо: да, обидно было до соплей не попасть в Лигу Чемпионов, но с другой стороны – Сьон, Карлсруэ, Аякс (!!!), Интер! Каждый раунд того Кубка УЕФА – как золотая страница в летописи Великого Клуба. А в Лиге – еще неизвестно, что было бы. Может, и ничего особенного.

Но вернемся к «Максимке» Робсону.

-3

Нападающий, который не забивает голов – тогда это еще не было мэйнстримом. Тогда 3 гола за круг не считались еще «уровнем», тогда 10 мячей за сезон – это в Спартаке была норма для полузащитников, а не для форвардов, и вообще трава была зеленее, а небо – голубее и выше над головой.

Шли дни и даже месяцы. Спартак уверенно возглавлял таблицу внутреннего первенства, в Европе прошел уже два раунда, и только Робсон – по-прежнему оставался «сухим», что начинало раздражать даже самых терпеливых и понимающих.

К счастью, разродилось своим первым мячом бразильское чудо в самый нужный момент. Предпоследний тур чемпионата, Ротор дышит в спину, и перед заключительной игрой в Волгограде победа над «Аланией» была крайне желательна. И первый мяч – на счету как раз Робсона, внезапно исполнившего всё на удивление по-бразильски, прям сердце возрадовалось.

-4

Конечно, после того как Яновский сравнял счет – поволноваться пришлось. Но зато – насколько же шикарен оказался второй мяч! 10 баллов из 10 по шкале «спартаковости», когда перед голевым пасом мяч аккуратно огибает всю штрафную. Это в шахматах есть такие «скахографические задачи», когда цель – не просто поставить мат, а чтобы при этом, к примеру, ферзь сделал несколько ходов по заранее заданным полям (ну или конь, но конь в хорошем смысле слова).

В общем – победа была добыта, и при участии Робсона в том числе, надолго затем сделавшегося не то чтоб «символом», но одной из заметных черточек Спартака конца 20-го века.

-5

Я на самом деле к нему хорошо отношусь, а уж на фоне многих нынешних – вообще выглядит кудесником мяча и настоящим бразильцем, но... тсссссс – ни слова о дне сегодняшнем.

1 ноября 1997, Спартак – Алания 2:1 (Робсон, Титов – Яновский)