Куафюра: прическа или головной убор?
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Есть некоторые сюжеты, в которых, дорогие друзья, вам без посторонней помощи не разобраться. Особенно если приводить отрывки из модных дореволюционных журналов без соответствующих комментариев.
Один из первых может возникнуть вопрос: что такое куафюра? А если чуток «в теме», то может возникнуть вопрос №2: это прически или женский головной убор? Чтение журналов и анализ отрывков ясного ответа дать не смогут. Точнее они дадут взаимоисключающие ответы. Мы по привычке пока обращаемся только к «Модному базару» перового его года выхода, то есть пребываем в Российской Империи образца 1862 года.
Сторонники версии того, что куафюра – это все-таки прическа смогут привести следующий отрывок: «Причёски состоят из буклей, взбитых кок, гладких волос, поднятых бандо; коса кладется низко; noeuds d'Apollon в большой моде. Цветы надеваются почти над самым лбом, посреди они возвышаются в виде диадемы, откидываются назад и падают с обеих сторон длинными ветками. Очень хороша куафюра из незабудок, образующих спереди диадему и падающих на спину длинными ветками».
«Позвольте- позвольте…» - скажут поборники версии, что куафюра это головной убор и сошлются на следующий отрывок из того же самого журнала за тот же самый год. «Головные уборы чрезвычайно разнообразны можно носить всё, что угодно; но самая эта свобода представляет некоторые опасности: иные пользуются ею, в ущерб всех пониманий об изящности. Общий тип куафюр — в виде диадем, будут ли то цветы, пли бархат, или ленты; гирлянды походят на высокие тюрбаны; теперь цветы прикрепляют, в виде отдельных букетов, на темную ветку древесного цвета».
По большому счету правы обе сторону. Куафюра это и прическа, и головной убор, а еще в указанное время некоторое подобие торжественных венков, которые надевали дамы во время торжественных выходов и званых вечеров. В подтверждение третьей версии приводит очередной отрывок (и опять «Модный базар» за 1862 год). «Еще куафюра Louis XV : небольшой венок из бутонов бенгальской розы; из него выбегают длинные концы голубых лент, соединенных посредине розовым бутоном. Венок этот надевается на одну стороны головы».
Однако именно рассматриваемый нами год стал своего рода переломным моментов в вопросе о кауфюрах. Именно в второй половине 1862 года возобладала тенденция, что куафюра перестала восприниматься как прическа, а лишь как венки, и затем головные уборы. Причина этого крылась в том, что украшенные цветами куафюры (венки) стали делать из бархатных лент.
Очевидец сообщал: «Самые лучшая куафюры нынешнего сезона состоять из бархатных венков, или из лент, или из кружевного рюшу, в соединении с цветами, или из перьев, и больших, и маленьких. Эти куафюры очень начинают походить на старинные береты».
С этого момента упомянутое слов стало использоваться преимущественно к бархатному берету, который имел особый крой. «Бархатная куафюра состоит из чёрных или цветных бархатных лент, каркаса и козырька. Каркас бархатной куафюры обшивается кругом чёрной тафтой. Козырёк к куафюре делается из тонкого каркаса и обшивается вдвое , крепким , чёрным тюлем, потом он выгибается вверх, полукругом, и накладывается на каркас; сверху нашиваются ленты. Верхняя часть куафюры состоит из шести концов бархатных лент около 1 вершка ширины. Они переплетаются между собою и пришиваются».
Впрочем, некоторые модницы носили т.н. каталанская куафюру, которая несколько отличалась от привычного нам берета. Она состояла из двойных складок чёрного кружева и «черного тюлевого четвероугольника или каталана, накинутлго сверху. С правой её стороны находится бант из ленты, она огибает куафюру и образует сзади еще бант».
Впрочем, форма берета оказалась более «живучей». Под конец года она стала предметов особых творческих изысков. Журнал сообщал: «Теперь фантазии разыгрывается, более всего, на куафюрах: на очень нарядных шляпах носят крошечных птичек-мушек с блестящими крылышками; на бальных куафюрах носят тех же птичек».
Но некоторое время обозреватель отмечал: «Бывают другие куафюры несравненно эксцентричнее: на пример тюки из лилового или светло голубого бархата, с длинным белым пером, придержанным каким-нибудь драгоценным камнем». А это уже входили в моду тюрбаны. Но отметим, что это совершенно иная история.
На этом мы заканчиваем нашу сегодняшнюю историю. Однако завтра мы продолжим путешествие по модной жизни XIX века. А потому не забывайте читать наши новые статьи. А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваша редакция «Настольной книги старорежимной сплетницы»