Тот факт, что находящийся за железным занавесом СССР удостоился права проведения Олимпийских игр в 1980 году, стал для страны событием огромного масштаба. Это был тест на прочность: спортивную, экономическую, политическую. И вопросы безопасности являлись ключевыми.
В Москве накануне Олимпиады была проведена скрупулёзная работа по очистке города от неблагонадежных и неблагополучных элементов, многие из которых были отправлены за 101-ый километр. Но к моменту организации Олимпиады-80, появились угрозы безопасности и посерьезнее.
В те годы у людей были свежи воспоминания о трагедии 1972 года произошедшей на Олимпиаде в Мюнхене, где боевики из палестинской террористической организации «Чёрный сентябрь» взяли в заложники членов израильской делегации (это событие упоминается в фильме «Движение вверх») и в ходе неудачного штурма предпринятого немецкой полицией, убили спортсменов. На тот момент терроризм был большей экзотикой, чем град размером с теннисный мяч, выпавший где-нибудь во Франций. Но мировой прецедент в Мюнхене был - задача по противодействию терроризму была поставлена.
Кроме того, на тот момент Советский Союз проводил операцию в Афганистане, а значит не были исключены теракты и провокации со стороны, как сейчас принято говорить, «западных партнёров». Ведь Олимпиада не только спорт, но и политика. В этой связи в 1980 году руководство значительно увеличило численность сотрудников группы «Альфа».
В частности, был подписан приказ о создании 5-го отделения Группы «А», которое возглавили кавалер ордена Ленина - Сергей Александрович Голов и кавалер ордена Красной Звезды - Вячеслав Михайлович Панкин, прошедшие Афганистан и имевшие большой боевой опыт.
Костяк 5-го отделения составили опытные сотрудники: Сергей Гончаров, Владимир Гришин, Александр Плюснин, Михаил Соболев, Виктор Блинов, Сергей Петров, Сергей Коломеец, большинство из которых, также, как и их командиры участвовали в легендарном штурме дворца Амина в Афганистане. Поэтому молодым бойцам, в основном пришедшим из Седьмого управления КГБ, занимавшегося оперативно-поисковой деятельностью, наружным наблюдением (что было вполне объяснимо с учетом специфики обеспечения безопасности на Олимпиаде), было на кого равняться. Сплав опыта и молодости в 5-ом отделении Группы «А» был обеспечен.
Надо сказать, что группа сотрудников подразделения «А» во главе с Валентином Шергиным на момент подготовки к Московской Олимпиаде-80 находилась в Афганистане, обеспечивая личную безопасность руководителя ДРА Бабрака Кармаля. И этим тоже была вызвана необходимость усиления подразделения «Альфа».
Что касается самой Олимпиады-80, то вся мировая общественность признала: она была проведена на очень высоком спортивном и, что важно, организационном уровнях. При обеспечения безопасности все эксцессы были предотвращены таким образом, что никто из участников и гостей ничего и не заметил. А это и есть лучшая оценка.
Но что же было дальше со вновь созданным 5-ым отделением Группы «А», когда Олимпиада-80 закончилась?
Первое боевое крещение 5-го отделения Группы «А» состоялось в декабре 1981 года. В городе Сарапуле Удмуртской ССР двумя вооруженными дезертирами были захвачены школьники. Освобождать детей было поручено сотрудникам 1-го и 5-го отделения Группы «А», возглавляемого тогда Олегом Белашовым. В той операции в ходе переговоров преступники были захвачены, а дети освобождены. Тогда никто и подумать не мог, что пройдет время, и терроризм примет совершенно другой масштаб, убивая и калеча детей, как это случилось в Беслане.
Дальше, по мере приближения времен «перестройки», страну стала всё больше накрывать волна уголовного террора. Участились случаи захвата воздушных судов с заложниками, требованиями чемоданов денег и предоставления возможности вылета в далекие страны.
И очень быстро выяснилось, что Группа «А», получившая пополнение в 1980-ом году для подготовки к Московской Олимпиаде, очень востребована для разрешения возникающих чрезвычайных ситуаций.
А уже начиная с 1985 года, когда так называемая «перестройка» была объявлена, кризисные и горячие точки в стране стали возникать как грибы после дождя. И в этот период сотрудников Группы «А» вместе с другими подразделениями спецназа КГБ и МВД руководители страны очень активно использовали в качестве силовой «пожарной команды»: Нагорный Карабах, Грузия, Литва, Азербайджан, Таджикистан и т.д. Но это уже совсем другие истории.
И нужно сказать, что для участников всех описываемых событий информация о том, как сегодня молодые бойцы Группы «А» подозреваются в многомиллионных банковских хищениях, это просто шок. Подразделение «А» создавалось в 1970-е и расширялось в 1980-е не для того.