Найти в Дзене
Ученица турецкого

Почему турецкая живопись на воде Эбру - терапия

Богатство Турции заключается не только в большой территории, изобилующей песчаными побережьями, живописными долинами, теплыми морями, древнейшими памятниками архитектуры, но и в наличие нематериального культурного наследия.

К такому нематериальному культурному наследию относится традиционное турецкое искусство марморирования бумаги или живописи на воде, именуемое – Эбру.

На 9 сессии комитет по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, внес эбру в свой список охраняемых объектов. Таким образом, Турция может похвастать 12 феноменами, которые вошли в списки охраняемых объектов ЮНЕСКО.
Эдип Асан (Ebru Çiçek) - цветочное эбру
Эдип Асан (Ebru Çiçek) - цветочное эбру

Доподлинно неизвестно когда и где зародилось эбру, ведь источники указывают разные пути. По одной теории оно зародилось в Индии,а уже Персы передали его Османам, нынешним Туркам. Иная версия считает Бухару родиной эбру, откуда оно распространилось дальше. Старейшее эбру было создано в 11 веке, и сохранилось в очень хорошем качестве, что свидетельствует о еще более раннем развитии и его существовании.

Эбру – техника рисования красками на поверхности воды, с дальнейшим переносом рисунка на бумагу, или любую другую поверхность (ткань, дерево, керамика, кожа).

Для традиционного эбру используются натуральные компоненты и материалы. Загуститель воды готовится из экстракта растения гевен (лат. Astralagus), краски готовятся из натуральных пигментов (лахор, мышьяк, синька, сажа, карбонат свинца, оксид железа), которые перемешиваются с водой с добавлением нескольких капель желчи. Кисти для эбру делают из стебля розы и конского волоса. Выбор данных материалов важен, поскольку именно конский волос обладает необходимой жесткостью, благодаря которой краска равномерно распределяется на поверхности воды. Стебель розы при постоянном контакте с водой не набухает и не деформируется, что делает кисть многоразовой в использовании. Также для эбру используются шилья разных диаметров, гребни, и лотки для раствора, на котором и происходит все волшебство.

Эбру уникально тем, что невозможно создать два одинаковых рисунка, подобно отпечаткам пальцев, каждый оттиск эбру – уникален. Во времена Османской империи, мраморная бумага (эбру бумага), использовалась для декорирования разворотов Корана и ценных книг и важных государственных документов. Это позволяло отличать копии от оригиналов.

Турки очень ревностно охраняют традиционное турецкое эбру, и вновь появившиеся техники, попросту не воспринимают, говоря, что это дизайн или художественный прием, но к классическому эбру не имеет отношения. И правильно делают. Ведь каждый попробовавший однажды рисовать на воде, начинает считать себя художником, и дает различные мастер классы, при этом не обладая набором элементарных навыков и знаний.

Эдип Асан (Dalgalı) - эбру волны
Эдип Асан (Dalgalı) - эбру волны

Искусство Эбру, ранее, передавалось от мастера - учителя к своему ученику-приемнику, который бережно и тщательно хранил все секреты изготовления красок и пропорций. Обучение длилось не 2 года, а 15 лет, а порой и всю жизнь, заставляя ученика оттачивать свое искусство. Только при таком серьезном, ответственном подходе, а главное с полной отдачей, ученик мог заслужить звание мастера.

Эдип Асан - сочетание разных техник (каплан гёзу, кумлу эбру, баттал эбру)
Эдип Асан - сочетание разных техник (каплан гёзу, кумлу эбру, баттал эбру)

Добралось мраморное искусство и до наших широт, стало популярным и весьма востребованным в формате различных мастер классов для детей и взрослых, неся в себе арт терапевтический потенциал.

Ставьте палец вверх, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, а также читайте:

Читайте также: