Найти тему
Николай Цискаридзе

О творчестве Льва Бакста

Я очень счастлив, что регулярно разные замечательные музеи обращаются к теме Льва Бакста. Для меня это один из самых любимых художников, чьи костюмы я оживлял на сцене много раз.

Академии Русского балета принадлежит костюм Нижинского к балету «Призрак розы» или «Видение розы», он был подарен супругой Нижинского Ромолой.

Костюм Вацлава Нижинского для балета «Видение розы»
Костюм Вацлава Нижинского для балета «Видение розы»

Для этого балета мне делали четыре костюма и мне всегда все не нравилось, до того момента, пока я не увидел костюм Нижинского. И увидев, как все разрисовано, какие цвета использованы, я для себя сделал очень похожий – и только тогда более или менее весь костюм и образ уравновесился.

В России я единственный, кто танцевал, не только сделав точно костюм, а абсолютно в тех декорациях, которые он нарисовал. Мало того, я в книжках читал, что он всегда приходил с клеткой с канарейкой и сам ее вешал. Я тоже следил, чтобы обязательно эта клетка была.

Бакст, как художник, конечно, отчасти фантаст, в том плане, что если делать его костюмы так, как это нарисовано, то в них танцевать нельзя.

Когда я был еще совсем юный артист, мне подарили цветы и там была открытка «Синего бога», эскиз Бакста, и была надпись, что я очень похож на этот образ и мне желают когда-либо это исполнить.

Николай Цискаридзе «Синий бог»
Николай Цискаридзе «Синий бог»

И действительно, этот балет был для меня поставлен. Я очень скрупулезно это все воссоздавал. Это были невыносимые муки танцевать в этом костюме. Костюм достаточно тяжелый, чтобы форма держалась – в нем стоят кости, как в женском корсете. И пока шел спектакль, у меня была только одна мысль «быстрей бы он закончился». Но сама радость, когда ты во всем этом находишься – она необыкновенная.

Было только два исполнителя, которые вышли Синим богом на сцене: Нижинский и я. Это очень приятно. Но этого бы никогда не случилось, если бы не было моей любви и очарования талантом Бакста.

Есть замечательный костюм из балета «Фея кукол» – костюм японки. Это 1903 год и это первая работа Бакста как художника для балета. Когда сегодня состоялась премьера возобновленного балета «Фея кукол», при каждом открытии занавеса, при появлении новых героев раздаются аплодисменты – и в данном случае аплодисменты в первую очередь Льву Баксту, потому что у него был очень необычный взгляд на театральное искусство.

Мне безумно приятно, что им так много людей интересуются, так много людей очаровываются. Я уверен, что это имя не будет забыто никогда.