Имя этой смуглой красавицы, с большими черными глазами, с нежной, трогательной улыбкой, вошло в историю кино. Фильмы, в которых она исполняла главные роли, до сих пор любимы зрителями. Эти фильмы по праву заняли свое место в золотом фонде советского кинематографа.
Шестьдесят лет назад на экраны страны выходит кинолента "Отчий дом", режиссера Льва Кулиджанова. Главную роль Тани Скворцовой в этом фильме исполнила студентка ВГИКа - Людмила Марченко. Совсем юная актриса блестяще справляется со сложным психологическим образом. Ее непосредственность и простота покорили многочисленных зрителей. Она становится известной на весь Советский Союз. А за рубежом актрису назовут "русской Одри Хепберн". "Фильм имел фантастический успех, и дал Людмиле Марченко путевку в жизнь кино".
Родилась будущая актриса летом 1940 года на Кавказе, в семье педагогов. Люда с юных лет отличалась сильной любовью к актерскому мастерству и театру. Учась в школе она организует драматический кружок. И в старших классах играет Ларису Огудалову. Эта роль принесет ей известность не только в школе, но и в районе, а главное, окончательно развеет все сомнения насчет выбора профессии.
Она сразу пройдет отборочные туры в Щепкинском и Щукинском училищах. Но сделает выбор в пользу ВГИКа, куда поступит в 1957 году на курс Григория Козинцева. В фильме "Отчий дом" на юную актрису обратит внимание известный режиссер Иван Пырьев. В то время он задумал снимать фильм "Белые ночи", и искал актрису на роль Настеньки. Первая их встреча произойдет на "Мосфильме", куда Людмилу пригласят для беседы.
Роль Настеньки - самая любимая роль Людмилы. Фильм, вышедший на экраны в 1960 году, делает Людмилу Марченко известной и многими любимой актрисой. Но с него начинаются трагические события, которые окажут влияние не только на личную жизнь актрисы, но и на ее дальнейшую кинокарьеру. На съемках фильма у актрисы произойдет роман с исполнителем главной роли Олегом Стриженовым. Последствия этой любви окажутся весьма печальны - после прерывания беременности актриса не сможет иметь детей. Это станет одной из причин, сломавших ей жизнь.
"Если возлюбленный Людмилы предпочитал маскировку личной жизни, то Иван Пырьев заявил о любви к молодой актрисе открыто". И поползли по Москве слухи и сплетни. Но Пырьева это не остановило. Его не смущало то, что ему было почти шестьдесят, а ей всего девятнадцать, и то, что в то время он был женат на Марине Ладыниной. Когда слухи дошли до самых верхов, его тут же пригласили для идеологической проработки в ЦК КПСС. Но и там он не отказался от своей любви. "Он готов был скорее отдать партбилет, чем любимую". Людмила не смогла сразу отказать маститому режиссеру. Долго не решалась сказать, что никогда не станет его женой.
Следующей заметной ролью актрисы станет - Вера Николаевна , в фильме "До будущей весны" (1960). А через год Людмила выходит замуж за студента МГИМО Владимира Вербенко. Возможно, она надеялась на то, что этот брак оградит ее от ухаживаний Пырьева. В 1962 году Людмила снималась в фильме "Мой младший брат", режиссера Зархи. Это единственный фильм, где она блондинка. Пырьев везде ездил за ней и присутствовал на съемках. Этот факт и постоянные поклонники, окружавшие актрису, стали причиной того, что брак быстро распался. В 1963 году Людмила получает роль в фильме А. Митты "Без страха и упрека". В этой картине открывается комедийное дарование актрисы.
В этом же году актриса знакомится с геологом Валентином Березиным. О его появлении в жизни Людмилы узнает Пырьев. Все еще надеясь на брак с Марченко, режиссер в 1964 году расходится с Мариной Ладыниной. Теперь встречая Людмилу, он кричал: "Даю на размышление три дня!" Актриса только молча улыбалась, и это совсем вывело его из равновесия. Последовала команда: "Марченко не снимать!" Ослушаться всемогущего мэтра никто не посмел. У Людмилы было много приглашений на кинопробы, которые она блестяще проходила. Но ее не утверждали. Так была потеряна роль Нины в "Кавказской пленнице" и другие интересные работы. С этого времени в кинокарьере Марченко не будет главных ролей.
Со своим гражданским мужем Валентином Березиным актриса проживет шесть лет. Однажды из-за ревности он изобьет Людмилу до полусмерти. Сильно пострадает лицо актрисы, на нем останутся глубокие шрамы. А через два года выяснится, что у Валентина родился внебрачный ребенок. Пара расстанется.
После травмы Людмилу стали мучать сильные головные боли. Лекарства не помогали. Она все чаще стала употреблять спиртное. Наступила депрессия, от которой она пыталась избавиться небольшими ролями в фильмах "Стряпуха" (1965), "Айболит-66" (1966), "Цыган"(1967), "Человек бросает якорь"(1967), "Разведчики (1967).
Следующий муж актрисы - Виталий Войтенко, администратор Москонцерта. По его инициативе Людмила делает пластическую операцию, но после нее лицо обезображивается еще больше. Тем не менее Виталию удается избавить актрису от депрессии. Он организует творческие встречи со зрителями. А потом Людмила вместе с Владимиром Высоцким отправляется в гастрольный тур по стране. Но в какой-то момент актриса опять пристрастилась к алкоголю. Это становится причиной развода супругов.
В 1975 году Людмила выйдет замуж за художника-графика Сергея Соколова. Они проживут вместе двадцать один год, до самой смерти Сергея. С последним своим мужем Людмила была счастлива. Он очень любил и боготворил ее. Сергей приложит все усилия, чтобы вылечить ее от алкоголизма, и в какой-то мере, это ему удастся. В 70-80-е годы актриса снимается в эпизодических ролях гостьи в фильмах "Что-то с телефоном" и "Служебный роман" и в роли провинциальной актрисы в картине "О бедном гусаре замолвите слово". Последний фильм Людмилы -"Кто стучится в дверь ко мне"... (1982).
В 1984 году Людмила уйдет из Театра-студии киноактера, в котором прослужила двадцать лет, но заметных ролей так и не сыграла. Людмила Васильевна переживет своего любимого мужа на несколько месяцев. В январе 1997 года она заболеет гриппом. Актриса не вызывала врачей, наотрез отказывалась лечиться, родным запрещала ее навещать. 23 января Людмилы Васильевны не станет. Ей было всего 56 лет.
Людмилу Марченко "любили многие неординарные, талантливые люди". Но слишком поздно появился с ней рядом сильный, благородный и любимый мужчина. Совсем молодой она оказалась в трагической ситуации. Невозможность стать матерью, месть именитого режиссера, пристрастие к спиртному, изуродованное лицо и серьезные последствия травмы головы - сломали Людмилу Марченко. В двадцать шесть лет окончилась кинематографическая биография актрисы, которая находилась в расцвете творческих сил. "Талант и красота даются Богом. И они должны жить долго, только надо им помогать, а не убивать и травить".
Если Вам понравилась статья, ставьте лайки, оставляйте комментарии, а также не забывайте подписываться на мой канал.