Найти тему
Восстановление речи

Инсульт. Восстановление речи. Постановка звуков. Урок 23 - Буква Р и обозначаемые ею звуки.

Оглавление

Тема: Буква Р и обозначаемые ею звуки.

Цели:

  • Познакомить с произношением звука р и его мягкой формы.

2. Познакомить с написанием буквы р заглавной и строчной.

3. Развивать навык устной и письменной речи.

Оборудование:

таблица слогов, цветные карандаши.

Ход урока:

I.Дыхательная гимнастика: упражнения из урока 4 или из приложения.

II.Повторение изученных букв и слогов по таблице.

III.Артикуляционная гимнастика:

Для постановки звука р требуются специальные упражнения:

  • «Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

2.«Маляр». Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед - назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.

3.«Грибок». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку). Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половинка не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.

4.«Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 - 5. Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

5.«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

6.«Индюк» .Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперед - назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

IV.Повторение пройденного:

1.Чтение слов с изученными буквами:

спина волна пирс солома обоз зима ваза сажа живот фантик жила жужжит возил доил болит

Красным карандашом подчеркнуть слова, которые обозначают действие. Обвести в кружок слово, которое обозначает действие в настоящем.

V. Работа над новым материалом:

1.Постановка звука р.

Губы в улыбке. Рот приоткрыт. Язык прижать к альвеолам и произнести «ДЗЗЗ». Сначала это может быть похоже на джж, но потом, если сильнее прижимать язык, получится звук р.

Можно попробовать держать рот открытым и на выдохе длительно произнести «ДДД» очень быстро. Язык должен смыкаться не с резцами, а с дёснами верхних резцов.

Внимание! Если при первых упражнениях звук не получается, то следует перейти к чтению слов с данным звуком, но на следующих занятиях систематически возвращаться к артикуляционной гимнастике и упражнениям по поставке данного звука. Рано или поздно, но он обязательно появится.

2. Знакомство с буквой р.

Показать букву р. Найти и обвести её в любом тесте. Записать по образцу заглавную и строчную буквы. прописать каждый вариант до конца строчки.

3.Чтение слогов с буквой р по таблице.

4.Запись слогов с буквой р под диктовку:

Ра ро ру ры ри ре рю рё ря ар ор ур ир ер юр ёр яр

5.Чтение слов с буквой р:

рой рама раз рана рапс рай ров рожа роза гора арбуз серебро зебра сор веер узор пар пиар навар Ира Серёжа Вера

6. Запись слов под диктовку:

Рама рана рапс рожа роза гора веер узор пиар Вера.

- Какое слово написали с большой буквы? Почему? (имя)

7. Чтение текста, ответы на вопросы:

Весна. Мама мыла раму. Она порезала руку. У неё рана. Рана болит.

8. Ответы на вопросы к тексту: (ответы двусложные)

- Какое время года наступило? (Наступила весна).

- Что делала мама? (Мама мыла).

- Что мыла мама? (Мыла раму)

- Что случилось? 9Она порезала)

- Что она порезала? (Порезала руку)

- Что у мамы? (У мамы рана)

- Что болит? (Рана болит).

IV. Итог:

- С какой буквой познакомились?

- Какие звуки она обозначает?

Предыдущий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5de0e50ad588ab79246b370a/edit

Следующий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5de36b9e06cc4600ad7c6a42/edit

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

Инсульт. Восстановление речи. | Дзен

Уважаемые пользователи. Если материал был вам полезен поставьте лайк. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.