Тема: Буква Р и обозначаемые ею звуки.
Цели:
- Познакомить с произношением звука р и его мягкой формы.
2. Познакомить с написанием буквы р заглавной и строчной.
3. Развивать навык устной и письменной речи.
Оборудование:
таблица слогов, цветные карандаши.
Ход урока:
I.Дыхательная гимнастика: упражнения из урока 4 или из приложения.
II.Повторение изученных букв и слогов по таблице.
III.Артикуляционная гимнастика:
Для постановки звука р требуются специальные упражнения:
- «Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
2.«Маляр». Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед - назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.
3.«Грибок». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку). Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половинка не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.
4.«Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 - 5. Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.
5.«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
6.«Индюк» .Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперед - назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
IV.Повторение пройденного:
1.Чтение слов с изученными буквами:
спина волна пирс солома обоз зима ваза сажа живот фантик жила жужжит возил доил болит
Красным карандашом подчеркнуть слова, которые обозначают действие. Обвести в кружок слово, которое обозначает действие в настоящем.
V. Работа над новым материалом:
1.Постановка звука р.
Губы в улыбке. Рот приоткрыт. Язык прижать к альвеолам и произнести «ДЗЗЗ». Сначала это может быть похоже на джж, но потом, если сильнее прижимать язык, получится звук р.
Можно попробовать держать рот открытым и на выдохе длительно произнести «ДДД» очень быстро. Язык должен смыкаться не с резцами, а с дёснами верхних резцов.
Внимание! Если при первых упражнениях звук не получается, то следует перейти к чтению слов с данным звуком, но на следующих занятиях систематически возвращаться к артикуляционной гимнастике и упражнениям по поставке данного звука. Рано или поздно, но он обязательно появится.
2. Знакомство с буквой р.
Показать букву р. Найти и обвести её в любом тесте. Записать по образцу заглавную и строчную буквы. прописать каждый вариант до конца строчки.
3.Чтение слогов с буквой р по таблице.
4.Запись слогов с буквой р под диктовку:
Ра ро ру ры ри ре рю рё ря ар ор ур ир ер юр ёр яр
5.Чтение слов с буквой р:
рой рама раз рана рапс рай ров рожа роза гора арбуз серебро зебра сор веер узор пар пиар навар Ира Серёжа Вера
6. Запись слов под диктовку:
Рама рана рапс рожа роза гора веер узор пиар Вера.
- Какое слово написали с большой буквы? Почему? (имя)
7. Чтение текста, ответы на вопросы:
Весна. Мама мыла раму. Она порезала руку. У неё рана. Рана болит.
8. Ответы на вопросы к тексту: (ответы двусложные)
- Какое время года наступило? (Наступила весна).
- Что делала мама? (Мама мыла).
- Что мыла мама? (Мыла раму)
- Что случилось? 9Она порезала)
- Что она порезала? (Порезала руку)
- Что у мамы? (У мамы рана)
- Что болит? (Рана болит).
IV. Итог:
- С какой буквой познакомились?
- Какие звуки она обозначает?
Предыдущий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5de0e50ad588ab79246b370a/edit
Следующий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5de36b9e06cc4600ad7c6a42/edit
Видео урок можно посмотреть по ссылке:
Уважаемые пользователи. Если материал был вам полезен поставьте лайк. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.