Для положительных персонажей в литературе существует такое понятие как Character Arc — путь героя, предполагающий его необратимые изменения. Значительно меньше внимания писатели уделяют антагонистам, хотя и они порой проходят через «арку персонажа».
Но есть такие антигерои, которые вроде бы и не меняются, но, тем не менее, заставляют им сопереживать. Как, например, эти четверо.
Сатана
Уильям Блейк писал, что Джон Мильтон был «соучастником дьявола, сам того не осознавая». Наверное, эту фразу можно трактовать по-разному. Но мне кажется, Блейк имел в виду, что Сатана в поэме «Потерянный рай» получился довольно симпатичным парнем.
Джон Мильтон был человеком религиозным (возможно, даже слишком религиозным). Но это не мешало ему быть придерживаться революционных взглядов, а наоборот, помогало с аргументацией. Мильтон справедливо полагал, что если восхождение монарха на трон является актом Божественной воли, то и его низложение может являться тем же. Стремление людей к свободе он тоже считал угодным Господу.
Поэт бил роялистов их же оружием, и аргументы в духе «Помазанника Божия» сходили на нет.
Поэтому и восставший Сатана не кажется типичным антигероем. Он, скорее, революционер, перегнувший палку. На положительного героя он, конечно, не тянет, но его жажда свободы и смелость вызывают восхищение.
Раскольников
Как бы цинично это ни звучало, но убийство старухи-процентщицы — скорее эксперимент, чем злодейство. Оставим в стороне метафизические вопросы, которые пытался решить Раскольников. Топор ему не помог, и он, кажется, только ещё больше запутался, а мы и подавно.
Кровавая расправа совершена в 7-й главе 1-й части романа. А вот остальные пять частей посвящены тому, как Раскольников испытывает чувства вины и страха. Очевидно, что этому парню далеко до настоящего антигероя. Не знаю, как насчёт симпатии, но жалость он точно вызывает.
Злая Ведьма Запада
В книге «Удивительный Волшебник из Страны Оз» она является главным отрицательным персонажем. Конечно, в её диктаторских замашках и многочисленных покушениях на убийство нет ничего хорошего. Но объяснить подобное поведение можно.
Во-первых, Лаймен Фрэнк Баум сделал Злую Ведьму Запада одноглазой. Во-вторых, он наделил её паническим страхом темноты. В-третьих, на неё ведётся охота. Очевидно, что всё это не лучшим образом сказывается на характере.
А в фильме «Волшебник Страны Оз» (1939) Злая Ведьма Запада ещё и зелёная! Правда, с двумя глазами.
Поэтому давайте не будем строго судить несчастную ведьму. Лучше вспомним, что она любит зверушек — у неё есть и волки, и вороны, и пчёлы, и обезьяны.
Остап Бендер
У потомка янычар много общего с Сатаной из поэмы Джона Мильтона. Они оба ценят свободу и они оба индивидуалисты. Когда все вокруг маршируют строем, Остап Бендер бодро шагает сам по себе.
Разумеется, он плут и циник. Но чертовски обаятельный. Он никогда не унывает, и это замечательное свойство его натуры заставляет сопереживать идейному борцу за денежные знаки.
Положительным героем его назвать сложно, а отрицательным — язык не поворачивается.
Читайте также:
Горизонтальный герой нашего времени
200-летний юбилей первого вампира: история несчастного врача и «кровососущего» поэта
Если материал вам понравился, то не забудьте нажать «палец вверх» и подписаться на канал «Призрачная редакция»!
Успехов!