Голландский художник Ян Стен в середине XVII века нарисовал загадочную картину, которая долгое время ставила в тупик многих искусствоведов и любителей живописи.
И действительно, как тут не впасть в замешательство — на картине творится какая-то вакханалия. Одна девица, облокотившись на стол, с измученным видом смотрит на врача, который прощупывает ей пульс. Другая — играет на клавикордах. За ними расположился мужчина, скрививший рожу и трясущий селёдкой. В дверном проёме стоит одетый для бала молодой человек, войти которого приглашает горничная... Что же вся эта мизансцена может значить?
Чтобы в этом разобраться, давайте для начала рассмотрим центральный сюжет этого произведения. В позе измождённой девушки безошибочно угадывается символическое отображение меланхолии. Самым известным произведением, в котором был запечатлён этот иконографический образ, является картина Альбрехта Дюрера. Можно также вспомнить итальянского художника Доменико Фетти, который в начале XVII века в похожем ключе изобразил Марию Магдалину.
Стоит отметить, что идея меланхолии в Европе появилась в эпоху Возрождения и представляла собой некоторое переосмысление античных взглядов. Под меланхолией стало мыслиться некое мрачное помешательство, вызванное переизбытком в организме чёрной желчи. Считалось также, что это душевное состояние в определённых случаях способно вызывать у человека гениальные прозрения или побудить на совершение каких-то неординарных поступков.
Под влиянием представлений, что этим недугом страдают исключительно одарённые натуры, обладающие тонкой и нежной душевной организацией, — в XVII веке среди аристократических кругов стала активно распространяться мода на меланхолию.
Над теми молодыми людьми, кто поддался новомодному поветрию, естественно, стали подшучивать. В частности, этим любил заниматься и автор нашего загадочного полотна. Он нарисовал несколько картин с похожим сюжетом, в которых по-отечески посмеивался над жертвами этой моды.
На изображении выше, например, вы можете увидеть впавшую в хандру девушку, — очевидно, от неразделённой любви, — которую обследует доктор. Всё это очень похоже на то, что изображено на первой картине.
С центральным сюжетом вроде бы разобрались. Остаётся понять, что делают все остальные персонажи... На самом деле всё очень просто: они пытаются вывести девицу из этого состояния. Дело в том, что типичная рекомендация врачей того времени по борьбе с меланхолией — занять страдающего чем-либо весёлым, приятным, способным отогнать скуку. Вот, например, что по этому поводу думает доктор из комедии Жана-Батиста Мольера «Господин де Пурсоньяк»:
Но прежде всего я почитаю необходимым развлечь больного приятною беседою, пением и игрой на музыкальных инструментах, к коим я не почел бы неуместным добавить и пляску, дабы танцоры движениями своими, легкостью и проворством оживили больного и вывели его из оцепенения, вызванного застоем в крови, а застой в крови и есть источник его недуга.
По-видимому, что-то подобное и пытаются сделать все эти люди: мужчина с рыбой — рассмешить, девица — сыграть что-нибудь забойное, а молодой человек — станцевать.
Остаётся надеяться, что у них получится, потому что, если эти средства не помогали, тут же переходили к следующему этапу лечения — опорожнению кишечника и кровопусканию.