Найти тему

Летопись ореховского футбола: Трагедия Евгения Крылова

Евгений Крылов оказался в армейском клубе в 1959 году. ЦСКА в ту пору восстанавливал былое величие после сталинского разгона команды в 1952 году. Тренер команды Борис Аркадьев, воочию наблюдавший игры чемпионата мира в Швеции, не мог не впитать тактические новации бразильцев, а потому в подготовительном периоде к сезону 1959 года попытался перестроить игру команды, опираясь на новые, более современные тенденции футбола.

Крылов Евгений Владимирович (Фото ОЗГИКМ)
Крылов Евгений Владимирович (Фото ОЗГИКМ)

Перестройка игры шла мучительно долго и сначала реальных плодов не принесла. Состав постоянно тасовался, и Крылов получал в нем места не так часто. Хотя в поединке с чемпионом и обладателем Кубка Франции парижским «Реймсом» участие принимал и выглядел в нем вполне прилично. Его уделом в тот год было выступление за дублирующий состав столичного клуба. В дубле Евгений был на первых ролях, много забивал, поражал своей нестандартной обводкой и сильным ударом по воротам. Позитивные изменения в ЦСКА начались в сезоне 1960 года. Новый тренерский штаб армейцев всерьез рассчитывал на Евгения Крылова. Армейцам предстояла борьба за выход в финальную часть чемпионата СССР, где их главными соперниками были «Динамо» Киев и «Торпедо» Москва. Предстояла встреча в Москве с киевским «Динамо». Евгений был включен в состав столичного клуба. У него в тот день, 19 июля, была особая мотивация. В составе динамовцев играл земляк, новоиспеченный чемпион Европы Юрий Ковалев. И для Крылова представлялась хорошая возможность доказать в очном поединке всем, и прежде всего себе, что и он чего-то стоит в футбольном мире. В первом поединке в Киеве Юрий забитым голом армейцев огорчил. В Москве уже в первом тайме это удалось сделать Евгению. Счет в матче сравнялся — 1:1. Крылов в том поединке действовал вдохновенно, успевая в самые «горячие» точки разворачивающегося противостояния. Он показал себя в поединке и искусным дриблером, и отчаянным бойцом непрерывных жарких силовых баталий.

Предстоял второй тайм. На 65-й минуте встречи арбитр этого поединка Эдгарс Клавс из Риги за фол Дмитрия Багрича против Юрия Ковалева назначил в сторону ворот ЦСКА бесспорный пенальти. Исполнять его направился Валерий Лобановский. Удар! … и вратарь хозяев Юрий Коротких в блистательном прыжке отбивает мяч, летящий в угол ворот. Зрители ревут от восторга! Но судья невозмутимо разводит руки в стороны и вновь указывает на точку: «Перебить!». Шум трибун меняет тональность. Восторг сменился негодованием. Откуда пятидесяти тысячам зрителей — а именно столько их собралось в жаркий день (во вторник!) в Лужниках — было знать, что усмотрел в этом эпизоде Э. Клавс. Диктор стадиона безмолвствовал. Позже стало известно, что, по мнению арбитра, защитник ЦСКА Д. Багрич на мгновение раньше удара переступил линию штрафной площади. Со второй попытки Лобановский мяч забил. Трибуны продолжали негодовать. Зрители, не согласные с решением арбитра, устроили ему обструкцию: оглушительный свист и рев людей не прерывался ни на секунду. Болельщики с опытом вспомнили о том, как минские динамовцы обвиняли его еще в 1954 году в предвзятом судействе в их матче со «Спартаком». По их мнению, тогда Э. Клавс «выдумал» в их ворота пенальти, а потом засчитал еще «весьма сомнительный» гол, в результате чего выигрышный матч оказался проигранным — 2:3.

Через год вместо Евгения Крылова к Константину Бескову перейдет Юрий Ковалев и наденет футболку ЦСКА
Через год вместо Евгения Крылова к Константину Бескову перейдет Юрий Ковалев и наденет футболку ЦСКА

А атмосфера на поле меж тем также накалилась, началась настоящая сеча. Судейство Э. Клавса во многом способствует этому. Когда Линяев грубо атакует Ковалева, то удостаивается от арбитра предупреждения. При аналогичном нарушении Турянчика против Амбурцумяна судейский свисток молчит. Тренер армейцев Пинаичев, предчувствуя недоброе, хотел было заменить изрядно утомившегося Амбарцумяна на Бровкина и уже послал того разминаться, но вовремя произвести замену не успел. Когда по правому флангу киевской атаки прорывался Олег Базилевич, его в районе средней линии в «подкате» атаковал Евгений Крылов. «Подкатился» он под нападающего киевлян в момент, когда тот уже избавился от мяча. Базилевич оказался на газоне и долго не мог подняться. То, что натворил Крылов, на судейском лексиконе формулируется как «удар по ногам без мяча». Реакция арбитров на подобные нарушения непредсказуема. Амплитуда достаточно широка — от нравоучительной беседы на тему «Как надлежит вести себя на поле воспитанному молодому человеку» до изгнания грубияна. Подбежавший к месту эпизода Э. Клавс красноречивым жестом отправляет Крылова в раздевалку — удаление. В этот момент Пинаичев, наконец, производит замену. Поле, понурив головы, покидают Крылов и Амбарцумян. Зрители решили, что Э. Клавс удалил сразу двух армейцев. «Критическая масса» болельщицкого возмущения взорвалась! Лавина хлынула вниз, на поле. Основной мишенью толпы был, естественно, судья. Достается и Ковалеву, и Турянчику, и Лобановскому. Арбитра спасли, но восстановить порядок удалось не скоро. Поклонники ЦСКА поднимают на руки своих любимцев, словно признавая их моральными победителями. Матч, естественно, был прекращен. Милиция произвела задержание нескольких десятков человек. А через три дня состоялось внеочередное заседание президиума Федерации футбола СССР по поводу событий 19 июля. Активно вел себя на нем Николай Старостин, чьи предложения и легли в основу принятых решений.

1. Учитывая, что команда ЦСКА являлась «хозяином поля» и при этом не обеспечила должной дисциплины своих футболистов во время игры, что способствовало возбуждению зрителей, засчитать команде ЦСКА поражение, счет забитых и пропущенных мячей аннулировать.

2. Евгению Крылову за хулиганский поступок и грубую игру запретить участвовать в течение двух лет в официальных соревнованиях по футболу.

Обычно за подобные нарушения предусматривалась дисквалификация, как правило, от одного до трех матчей. И вот на тебе — схлопотал парень два года за якобы сломанную Базилевичу голень.

3. Линяев, Багрич и Турянчик строго предупреждены за грубую игру.

Разобрались и с болельщиками. Нарсуд осудил 20 человек на 15 суток ареста и подверг их крупным штрафам. А четверо, избившие судью, как зачинщики дебоша и драки, были осуждены лишением свободы от полутора до пяти лет с запретом проживания в столичных городах.

Начиная с этого матча и до конца 70-х соперничество киевлян и армейцев приобрело острый, суровый, а порою жесткий характер. И лишь после появления бесковского «Спартака» это соперничество начало терять остроту. Любопытно, что через год один из активных участников конфликта ореховозуевец Юрий Ковалев окажется в армейском клубе. Тем более что эта команда была для Юрия далеко не чужой. Еще в 1957 году он в качестве усиления выезжал с армейцами в Англию на родину футбола. Там Ю. Ковалев в составе ЦСКА провел матчи с «Вест Бромвичем» (5:6), «Болтон Уондерерс» (1:3) и «Челси» (4:1). В 1980 году Олег Базилевич, доставивший немало горьких минут и неприятных воспоминаний армейским болельщикам, возглавил ЦСКА. Спортивный арбитр Э. Клавс больше не судил матчи с участием этих двух команд.

Евгений Крылов (второй слева в нижнем ряду) — игрок «Знамени труда»
Евгений Крылов (второй слева в нижнем ряду) — игрок «Знамени труда»

Драматически сложится судьба Евгения Крылова — настырного, упрямого, пробивного и выносливого форварда, кандидата в мастера спорта СССР, способного и обученного игрока с прекрасными футбольными задатками. Дисквалификация сломала карьеру подающего надежды 22-летнего игрока. Он долгое время находился в состоянии душевной депрессии, начал пить, переживал и мучился. В 1962 году он еще вернется в большой футбол. После одной игры в «Локомотиве» перейдет в родное «Знамя труда», проведет там два прекрасных сезона. Но долговременное отлучение от футбола не пройдет даром. В результате Евгений расплескает свой игровой потенциал, утратит многие навыки острого и забивающего нападающего. Потом в его карьере будет костромской «Текмаш» и харьковский «Авангард». К тридцати годам Евгений Крылов получит, наконец, приглашение из высшей лиги от одесского «Черноморца», но не воспользуется им. Из жизни любимец орехово-зуевской публики уйдет очень рано — в сорок лет.

Продолжение следует

Игорь Пелевин

Источник: http://inorehovo.ru/novosti/sport/letopis-orehovskogo-futbola-tragediya-evgeniya-krylova