На дворе La Belle Époque — Прекрасная эпоха, несколько десятилетий на рубеже XIX и XX веков, которая обрывается в 1914 году с приходом Первой мировой войны. Во Франции господствует Третья республика: расцвет культуры, технический прогресс, успехи в экономике. Фотография уже не продукт научного эксперимента, а искусство. Рождается чудо, способное запечатлеть момент движения, — кино. Бульвары богемно шумят. Среди звёзд Прекрасной эпохи особенно интересно сияет одна — девушка из Бургундии с тающим именем Сидони-Габриэль Колетт (фр. Sidonie-Gabrielle Colette; 28 января 1873 г. — 3 августа 1954 г.). О ней снят чувственный и эстетический фильм "Колетт" (2018 г.) с замечательной Кирой Найтли.
Двадцатилетняя прекрасноволосая Габи выходит замуж за известного (и в своё время популярного) писателя и критика Анри Готье-Виллара с игривым прозвищем "Мсье Вилли". Он её старше — но она его любит. Она милая и воздушная — но для него больше, чем молодая и прелестная жена. Они терпят убытки, но находят выход — Габи умеет красиво, цепляюще писать, она исписала столько дневников о времени своего детства, своей юности; теперь Габи будет писать для мужа. Ловушка захлопнулась.
Поворот ключа в замке — дверь заперта, она не выйдет, пока не напишет столько, сколько нужно. До боли в пальцах. Она пишет один роман о девочке по имени Клодин, потом второй, потом ещё: Клодин в школе, Клодин в Париже... На обложке только одно имя — и это уже всем известное имя Мсье Вилли. Хрупкая, трогательная Клодин приносит им деньги: серия романов превращается в успешную торговую марку для душистого мыла, аксессуаров, вещей (просто представьте, этакая женская версия Гарри Поттера во Франции начала XX века). Но вся слава достаётся тому, кто поворачивает ключ в замке. Супружеская пара пьёт свой успех, устраивает блистательные постановки в театрах, празднует, потчует друзей и единомышленников — словом, живёт широко. Вилли изменяет Габи с разными женщинами. Она изменяет ему тоже... и тоже с женщинами. Короткостриженая Колетт, конечно, вырастает в самостоятельное имя на обложке, она стала способной уйти и творить, не скрываясь за спиной мужа... Но что было дальше, фильм уже не показывает. А что было дальше?
Колетт — ярчайший образ "выдающейся женщины", а жизнь её напоминает приключение среди ярких сценических декораций. Она не только писала, но и играла в театральных постановках, в том числе в Мулен Руж: однажды в одном из представлений, "Египетский сон", её поцелуй с женщиной вызвал бурную реакцию общественности. А той женщиной была художница, писательница и актриса Матильда де Морни, известная как Мисси, — эксцентричная мадам, которая в самом начале прошлого столетия носила мужскую одежду — вы представьте, у всех на виду! Так же потом делала и Колетт. Но больше этих пикантных подробностей меня интересует профессиональный успех француженки, а он впечатляет весьма.
Подумать только, но Колетт, женщина (!), в 1945 г. была избрана членом Гонкуровской академии (которая и по сей день присуждает одну из самых почётных литературных премий), а в 1949 г. стала её президентом; в 1950 г. была председателем жюри Большой премии за лучшие романы полувека. Она выпустила около 50 книг, которые были признаны на национальном уровне. В списке её регалий есть и такая: кавалер Ордена Почётного легиона. Она будто бы делала так, чтобы преград для неё не существовало. Всегда волнующая, всегда изумительная, женственная без игры в образ женственности, невероятно умная, пленительная. И откуда она взялась, как она такой стала?.. Хочется прочитать её те самые многочисленные дневники. Чтобы разгадать — ну хотя бы попробовать разгадать.
Она творила, работала, блистала. Она стала символом женщины новейшего времени. Вдохновляющий образ? Тысячу раз "да"! И узнала я о ней благодаря страстному фильму с Кирой Найтли.