Найти тему
ОСТРЫЕ НОВОСТИ

Ребята в дешевых трениках. Кто чаще всего ворует произведения искусства, и куда исчезают шедевры

Оглавление

Есть в краже картины какая-то романтика. В основном навязаная киноиндустрией и безупречными героями Джеффри Раша, Пирса Броснана и даже Брюса Уиллиса. Они — лучшие аферисты, хитрые воры, обожаемые публикой, они воруют дорогущие произведения искусства, и им все сходит с рук. Но в жизни все прозаичнее. В конце января Таганский суд Москвы арестовал Дениса Чуприкова, похитителя работы Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Шедевр, слава богу, был найден и возвращен Третьяковке. Но чаще всего в таких случаях картины исчезают бесследно. «360» разбирался, куда деваются украденные предметы искусства, и почему образ вора картин из кино далек от реальности.

По словам экс-главы отдела ФБР по поиску украденны
Ребята в дешевых трениках. Кто чаще всего ворует произведения искусства, и куда исчезают шедевры?

Ребята в дешевых трениках. Кто чаще всего ворует произведения искусства, и куда исчезают шедевры
ей Роберта Уиттмана, «похитители картин — блестящие воры, но ужасные бизнесмены». Дело в том, что в современном мире сбыть такой продукт практически невозможно, писал он в своих мемуарах. Он долгие годы работал под прикрытием, чтобы «выкупить» украденные полотна и поймать виновных.

В 1991 году был создан всемирный Реестр похищенных произведений искусства (Art Loss Register), в котором теперь числятся практически все известные миру картины, скульптуры и другие подобные предметы. Как пишет Bird in Flight, ни один аукционный дом не станет продавать картину, предварительно не сверившись с Реестром.

Любой желающий может проверить историю конкретного произведения искусства за небольшую плату. Для полиции вся информация предоставляется вообще бесплатно.

Именно поэтому Роберт Уиттман считает, что выкрасть картину из музея или галереи не составит труда любому пройдохе, но продать ее удастся лишь «избранным» и то большая часть денег отправится к дилерам и перекупщикам. Сам же вор получит от силы один процент от стоимости, отметил бывший агент в интервью изданию The Atlantic.

Таким примером неудачной кражи стал случай Вьерана Томича, которого прозвали Человек-паук. В 2010 году он украл из Парижского музея современного искусства картины Пикассо, Матисса, Модильяни и Леже общей стоимостью 125 миллионов долларов. Так как его «работа» широко освещалась в СМИ, продать картины «по-тихому» ему не удалось, а скупщики предложили ему всего 40 тысяч евро. Он был вынужден согласиться.

Картины так и не нашли. Когда полиции удалось арестовать его, а также скупщика и еще одного подельника, последний якобы в панике уничтожил полотна. Так ли это, покажет время. Может быть, однажды они еще всплывут на чьем-нибудь чердаке или в частной коллекции.

-2

Сейчас воры в Европе становятся умнее. Они понимают, что «отмыть» репутацию очень известной картины будет сложнее, поэтому их целью становятся небольшие полотна, которые легко продать скупщикам. Те, в свою очередь, придумывают новую историю для произведения искусства и продают по своим каналам в частные коллекции за сумму в разы преуменьшенную.

Так в 2006–2007 годах в России прогремело громкое дело супругов Завадских, укравших из петербургского Эрмитажа 226 предметов искусство и распродавших их в антикварные лавки по всему городу. Когда нехватка вскрылась и в музей пришли с обысками, Лариса Завадская — сотрудница отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, умерла прямо на рабочем месте.