Ацтеки и роль женщин
Не будет ошибкой сказать, что большинство мезоамериканских женщин занимались работой, тесно связанной с домом, и что мужчины выполняли свои обязанности вдали от дома или просто вне его. К счастью, авторы шестнадцатого века не оставили нас гадать, потому что они дали нам достаточно информации по этой теме. Эти авторы, конечно же, испанские миссионеры или конкистадоры, которые, оставив свои дневники, дали нам богатые представления о населении Мезоамерики.
Лучший колониальный источник для понимания статуса женщины в ацтекском обществе - это Бернардино де Саагун, францисканец, который приехал в Мексику в 1529 году. Религиозный деятель в течение многих лет проводил «собеседования» с коренными жителями Мексики, которые он тщательно записывал. Результатом его изучения культуры науа является работа под названием «Флорентийский кодекс». Им были предоставлены иллюстрации, сделанные художниками-науа, которые изучали европейские методы представления изображений.
Поэтому этот источник неоценим, когда речь идет об определении статуса ацтекских женщин. Художники, которые делали эти иллюстрации, были потомками местной аристократии, они были мужчинами. Следствием этого является тот факт, что у нас нет письменных или нарисованных источников о статусе женщин, которые не были бы отмечены культурным стереотипом. К сожалению, ни один из источников не является голосом женщины. Этот факт также размывает картину. Во время испанского завоевания женщины обычно выполняли типичные домашние дела, такие как приготовление пищи, уборка, уход за детьми и стирка. Это было связано с женской судьбой.ьПуповина новорожденной девочки была похоронена дома в знак ее связи с этим местом. Здесь я хотел бы сослаться на ацтекскую мифологию, чтобы показать, что четкое разделение обязанностей между женщиной и мужчиной не является результатом некой адаптации к жизни, а вытекает из религии, которая была самой важной в жизни ацтеков.
Ацтеки - разделение социальных ролей
Характерной чертой ацтекского мира был повсеместный принцип дуализма. Источником этого принципа было высшее божество - Ометеотль, Владыка Дуальности, который объединил два элемента - мужчину Ометекутли и женщину - Омечиуатль. Концепция мира науатль была основана на подчеркивании двойственности практически во всех сферах жизни. Это отражено в мифологии, в частности в мифе о создании первой пары людей. Первыми людьми, которые должны были прийти в мир, были мужчина Уксумоко и женщина Сипактонов.
Дуализм женщин и мужчин также был отражен в обязанностях Адама и Евы, ацтеков. С тех пор женщина должна была заниматься прядением и ткачеством, а также выполнять магические и целительные практики. Мужчина должен был обрабатывать землю. В ацтекской мифологии мы находим разные версии мифа о сотворении первых людей, однако это самый популярный вариант.
Ацтекская богиня
В ацтекской религии богини занимали важное место как партнеры мужских божеств или как отдельные божества. В основном они были связаны с почвой и растениями, которые служили пищей. Поскольку богиня следила за ростом кукурузы, женщина должна была готовить еду из нее. Богиня-мать и, следовательно, Коатлику (богиня земли, жизни и смерти) появляется в мифологии как та, кто, совершая покаяние на горе Коатепек, ежедневно осматривала храмовое место. Поэтому вторым важным занятием, которое женщина должна была выполнять каждый день, была уборка дома.
Богиня Шочикецаль (богиня любви, веселья и цветов) занималась ткачеством и вышивкой, а также занималась выращиванием цветов в саду. Аналогия с миром людей очень ясна - поэтому задачей ацтекской женщины было ткачество, вышивание и уход за домашним садом. Богиня Мать Тетеоиннан (богиня врачей), ацтекские женщины (общественное достояние) заботилась о лекарствах и травах, покровительствовала всем видам лечения, которые должны были лечить болезнь, поэтому медицинские вопросы должны были принадлежать женщинам. Стоит также процитировать миф, в котором пять богинь, которые погибли во время первоначального сотворения мира, позже снова появились в виде плетеных «мант» или одеял. Это также в некоторой степени указывает на роль женщины, которая должна заниматься производством тканей. Центром ацтекского дома был очаг, обрамленный тремя камнями. Его расположение было целенаправленным.
Не только для ацтеков, но и для других доколумбовых народов, это имело большое значение с точки зрения верований и их символики. В ацтекском сотворении мира эти камни носят имена богов. Они должны были защитить мастера огня и время Xiuhtecuhtli - Huehueteotla, который был также центром космоса. Благодаря действию этих камней, дом также был своего рода микрокосмом. Женщина должна была охранять это самое важное место в доме, дополнительно освященное пеплом умерших предков, которы обычно хоронили под полом.