Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Эта статья - о художнице Йоко Оно, которая известна миру прежде всего как жена Джона Леннона. Судя по тому, как ее изображали в искусстве, эта женщина интересна людям именно в таком качестве, так как я вообще не нашла ни одной картины, где Йоко была бы показана отдельно от Джона. Они изображаются только вместе.
Меж тем даже до знакомства с Ленноном Йоко Оно была довольно известна в кругу любителей современного искусства.
Йоко родилась в богатой семье, которая не стесняла ее устремлений и не заставляла жить по каким-то строгим правилам. С детства она отличалась своевольным характером и разбросанностью интересов. После школы Йоко поступила на философский факультет университета Гакусюин, где была, кстати, единственной девушкой. Поднабрав каких-то сведений о философии, она бросила учебу, переехала в США и какое-то время изучала там искусство в колледже Сары Лоренс. Но и эту учебу забросила.
Йоко решила, видимо, что создавать объекты современного авангардного искусства можно и без особой подготовки. Надо что-то придумать не совсем адекватное, назвать это акцией или перфомансом и считать себя художником.
Вот пример одного из произведений Оно. Конечно, можно с глубокомысленным видом стоять перед этой испачканной стеной, увешанной какими-то разнородными тряпками, и пытаться проникнуть в глубокий смысл сего произведения. И даже его найти. А можно просто назвать бездарной претензией выдать это за авангардное искусство.
В Нью-Йорке Йоко была в своей стихии, погрузившись с головой в жизнь богемы. Один из первых ее перфомансов заключался в том, что она легла на струны рояля, а ее друзья при помощи разных предметов играли на инструменте. Ну что сказать... гениально! Впрочем, для 50-х годов прошлого века подобные акции были внове.
Среди ее перфомансов - «Свет: зажгите спичку и наблюдайте за тем, как она гаснет», где действительно зажигали спичку и смотрели, как она гаснет, а также "Mend Piece" - это когда она стояла в светлом платье, а зрители должны были отрезать от него кусочки.
В общем, она творила в таком стиле. Фантазии ей было не занимать, но художественная ценность ее произведений, на мой взгляд, равна нулю. То есть я не считаю ее талантливой художницей. И если бы не Джон Леннон, канула бы Йоко Оно в Лету, как и многие такие же акционисты середины ХХ века. Кто помнит сейчас их имена и произведения?
Но Йоко повезло, потому что она добилась любви Леннона. Их встреча произошла в 1966 году в Лондоне, где галерея Indica устроила ее персональную выставку. Леннон бродил по этой выставке без всякого энтузиазма, пока не увидел произведение под названием "Потолочная картина". Шедевр заключался в том, что в зале стояла стремянка. Зритель должен был забраться на нее. С потолка свисала лупа. Взяв эту лупу, надо было на потолке найти и разглядеть слово "да".
Леннон все это проделал, и ему понравилась идея. Так он заинтересовался и художницей. Впрочем, оба были под кайфом, а в таком состоянии любая чушь покажется гениальной.
Об отношениях Джона и Йоко написаны тонны слов, я не буду повторяться. Этой статьей я хотела просто выразить свое мнение об известности этой женщины - связана ли она с ее личным творчеством, или является отраженным светом действительно великого человека. На мой взгляд - второе.
Почитайте еще на моем канале:
Моцарт работал с шести лет: как это отразилось на его жизни
Женщина-математик, которая была возлюбленной и музой Вольтера
На канале мужа:
Удивительные фотографии Барбары Коул: эти девушки как будто написаны кистью художника