Найти тему

7. Кавказский урок

Встали, не выспавшись, Лиза долго не могла заставить себя встать. Вера и Тамара долго тормошили ее, пока она наконец встала. Собрались, тщательно причесались, надели косынки, слегка подкрасили глаза, губы. Осмотрели друг друга.

- Если бы нас увидели сейчас те, кто остался там, дома! Смех! - сказала Вера.

- А представляете, каково тем девчонкам, кто попал еще дальше в горы, в Ведено, например? Если здесь такие порядки и законы, то что же там, в горах? – проговорила Лиза.

- Ну, пойдемте. Да, поздравляю с началом учебного года, - сказала Тамара. – С началом нашего первого учебного года!

Девушки вышли из домика, пошли по каменистой дорожке к школе. Утро было солнечным, горы вокруг аула были прекрасны. Молодых учительниц обгоняли дети, маленькие и не очень. Девочки, оглядывали учительниц, что-то говорили друг другу на ухо, забыв, что учительницы еще не понимают по-чеченски ничего, звонко хохотали, оглядываясь на них и бежали дальше. Девушки за прошедшие две недели уже кое к чему привыкли, поэтому относились к этому спокойно. К тому же они были одеты подобающе: косынки, юбки ниже колена, кофточки с длинным рукавом. На бревнах возле большого дома сидели аксакалы – трое пожилых мужчин с седыми бородами, в папахах, надетых на головы, покрытые носовыми платками. Девушки опустили глаза, как учила их Савдат, прикрыли кончиками косынок рот, поздоровались с ними. Старейшины с достоинством слегка склонили головы и громко ответили, один, помоложе, ответил на русском языке, друге – на чеченском. Пройдя мимо них с серьезными лицами, девчонки прыснули, оказавшись от стариков подальше. Все это казалось им игрой, и в то же время они понимали, насколько это серьезно.

Школа встретила их многоголосым шумом, смехом, возгласами детей. Девушки не понимали, что говорят вокруг, видели, как сдержанно обнимались юноши, встречая друг друга. Когда учительницы подошли к школе, дети расступились, пропуская их к учителям, стоявшим на крыльце. Девушки удивились, как много детей в таком маленьком ауле.

Завуч дал команду, и школьники быстро построились на линейку. Рядом с каждым классом встал классный руководитель. Девушки знали уже, что они классные руководители пятых классов, которых в этой школе, которая оказалась очень большой, было целых три. Им показали их классы, и девушки прошли к детям, с любопытством разглядывающих их. Они шли вдоль строя старшеклассников, которые откровенно рассматривали молодых и красивых девушек, отпуская в их адрес, видимо, не очень приличные слова, потому что вслед звучал смех, а девушки в классах скромно опускали глаза. Было очень заметно, что в младших классах девочек было столько же, сколько и мальчиков, а в старших их было совсем мало, в основном были юноши.

Слово взял директор школы. Он сначала говорил по-чеченски, ему хлопали, хлопали и молодые учительницы, хотя не знали, что он говорил. Потом он представил их школьникам, родителям и учителям. Им тоже аплодировали, особенно старшеклассники, среди которых были и Хамзат, Ширвани, Сайпудин, Хасан - те, кто помогал девушкам переходить мостик через Аргун.

Как прошел день, девушки не заметили: было много впечатлений, много слов, взглядов. Дети были доброжелательны, сразу стали учить их своему языку. Придя домой, девушки уже могли сказать по-чеченски приветствия: «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер». Малыши говорили им, что они «хаза ю», то есть красивые. В общем, день был похож на праздничный, как и везде первого сентября.

Продолжение