Найти тему

Три дня в Тихом океане

“Собираясь в море, бери всего в два раза больше. Куришь по пачке в день? Бери две. Выпиваешь бутылку самогона? Бери две” - поделился со мной мудростью один из наших капитанов при первом знакомстве.

Подготовка к выходу в море начинается на одном из причалов Петропавловска-Камчатского. Цель следующих трёх дней - увидеть китов в естественной среде обитания. Июль для них как раз месяц спаривания, и поэтому они подходят к берегам Камчатского полуострова ближе, чем в остальное время года.

пристань
пристань

У причала стоят разные корабли: от ржавых и списанных на металлолом до новых современных яхт. Мы приехали ранним утром. Грузимся и сонно обсуждаем детали путешествия. У нас два капитана: пока один из капитанов курит, другой готовит катер к отплытию. Два нужны для того, чтобы суметь подменить друг друга в случае нештатной ситуации. Капитан Алексей - добродушный, общительный мужчина, который сразу предлагает “намахнуть” стопку самогона за выход в море. Он в команде отвечает за коммуникацию и постоянно травит байки, не забывая при этом наливать. Капитан Андрей сначала кажется очень серьезным и неразговорчивым, даже суровым. Он будет вести катер все три дня, уточняя по ходу маршрута интересные детали пути,расскрывая особенности бухт и тайны жизни животных. Именно он научит впоследствии вести катер по курсу. И окажется невероятно добрым мужчиной.

На палубе я начинаю чувствовать себя так, как будто вернулась в родную стихию: катер покачивается на волнах, виден штурвал, торчат удочки. Мы начинаем отходить от пристани, оставляя позади корабли, дома, деревья. Проходим доки и выходим в открытое водное пространство. Появляется зуд в предчувствии начинающегося приключения.

Выход в море
Выход в море

Первое, что видит каждый корабль, выходя из гавани Петропавловска - это скальные образования, три мыса, которые местные жители называют “тремя братьями”. Это ворота Авачинской бухты - с них начинается любой путь, и они же встречают при возвращении.

Катер начинает набирать скорость, и чайки уже перестают лететь следом. Постепенно лицо привыкает к ветру и соли. Начинает скрываться из вида и город, и Вилючинский вулкан. А впереди - сплошная мощь вод Тихого океана. Капитан Алексей предлагает выпить самогонки за выход в море, и мы, не особо раздумывая, соглашаемся. Алкоголь пьётся легко и совершенно не пьянит.

За выход в море!
За выход в море!

Наша первая бухта, в которую мы заходим, называется Гротовая. Вода в ней невероятно чистая и спокойная. Эта чистота удивляет, потому что та вода, которая чаще встречается в портовых городах, сплошь в следах мазута и в прибрежном мусоре. А на Камчатке нужно всего на 1,5-2 часа отойти от города.

Бухта Гротовая
Бухта Гротовая

Здесь, помимо воды, поражают и скалы, висящие над водой. Их масштаб и структура. Огромные, слоистые паттерны. Эти скалы облюбовали для гнездовья чайки. И снова не могу удержаться от сравнения: городская чайка - это птичий аналог крыс, они крикливые и тащат всё, что видят. Любители разворовать мусорные пакеты и попытаться выхватить из рук кусок недоеденной шаурмы. В дикой природе такого разнообразия доступной еды у них нет, поэтому чайки здесь такие, какими и должны быть: красивые птицы с широким размахом крыла, всем своим видом показывающие сильный, морской, свободолюбивый характер.

Идём дальше и начинаем обсуждать, как понять, близко ли кит? Капитаны предлагают нам пристально всматриваться в горизонт и вертеть головой по сторонам. Всё для того, чтобы увидеть едва заметный фонтан воды и, если у вас идеальный слух, за несколько километров услышать заветный “Пфф!”. Киты не станут специально показываться, а показавшись, не станут дожидаться прибытия катера. Они стараются обходить катера стороной. И только везение поможет их увидеть. Послушно вертим головам. И, спустя полчаса-час, кто-то наконец замечает заветный фонтан воды на горизонте..

Этот фонтан выпускали косатки!

Они - пара: самец как будто хвалился перед подругой, то выпуская фонтан воды в небо, то показывая хвост, то помахивая плавником. Мы шли на малой скорости, отключили все эхолокаторы, чтобы не спугнуть и не причинить боль звуком. И животные остались спокойными, подпустив на расстояние 10-15 метров.

Глушит рыбу
Глушит рыбу

Чуть позже мы встретили ещё одну косаточью семью - нам показался более крупный гребень самца, поменьше - самки и маленький гребешок детеныша между ними. К этой семье шли долго - животные постоянно меняли направление, а иной раз уходили на глубину и оказывались в противоположной стороне. Лишь раз нам удалось приблизиться к ним на близкое расстояние: самец задержался, чтобы отвлечь внимание докучливых туристов, выпуская брызги воды, а мать с детенышем залегли на глубину, а потом ушли. И, как только самец убедился, что те отошли достаточно далеко, а мы не имеем намерения отправиться за ними, тоже ушёл на глубину, воссоединившись с семьей на горизонте.

Встреча с ними потрясает - никак не можем остановиться обсуждать и гадать, получится ли встретить китов? Но уже вечереет, и мы заходим в бухту Русская на ночную стоянку. Там находится наблюдательный пост природоохраны, и есть возможность сойти на берег и прогуляться. Забавно, но, проведя весь день на катере и устав от качки, вступив на твердую поверхность, ощущаешь, будто чего-то не хватает. И возвращаешься назад.

К жизни на катере быстро привыкаешь. Ночью засыпаешь, едва поместившись в крохотной кают-кампании, под шум волн. Утром просыпаешься в тельняшке, укрытый спальником. Умылся и вперед, подставлять лицо ветру. Весь день всматриваться в горизонт. Дышать морской солью.

Жизнь на корабле
Жизнь на корабле

Капитаны предлагают кофе. От обычного его отличает способ заваривания: половину френч-пресса составляет молотый кофе, другую половину - вода. Настаивается несколько минут, а после разливается в небольшие чашки. В кофе капитаны добавляют сахар - четыре или пять кусочков рафинада. С непривычки такой кофе пить сложно, самая настоящая инсулиновая атака.

Капитан Андрей
Капитан Андрей

Мы готовимся к длительному переходу: пройдем от бухты Русская до бухты Бечевинская без остановок в других бухтах - это 8-10 часов пути. На горизонте не остаётся видимой точки земли, за которую можно ухватиться взглядом. Только катер прорезает волны и движется вперед по приборам.

Не за что ухватиться взглядом
Не за что ухватиться взглядом

При таком переходе не знаешь, чем заняться: интернета здесь нет, и привычного сёрфинга по социальным сетям не получится. От идеи читать быстро отказываешься - укачивает. Так рождается “принцип сохранения кота”: видишь устойчивую поверхность - ложись и спи, слышишь крик “ребят, там похоже фонтан!” - подскакивай и беги фотографировать. После небольшой перекус, и дальше спать. Сон помогает и прочистить голову от разных мыслей, и справиться с качкой.

Кто-то на горизонте
Кто-то на горизонте

Вообще, если вы чувствуете минимальный признак тошноты - не терпите, сразу же пейте таблетки типа “авиа/море” или “драмина”. Иначе тошнота не пройдет, и может лишь усилиться. Катер качает, ваш желудок качает. Поэтому, если есть возможность снять эти позывы таблетками, то действуйте немедленно, ведь, даже если остановить катер, то и с выключенным мотором он всё равно будет сильно качаться на волнах.

От качки можно попробовать спастись на носу катера, подставляя лицо ветру, но долго так не просидишь - холодно. На корме сидится лучше. Ветра меньше, в какие-то моменты даже начинает пригревать солнце.

Спасаться от качки на корме
Спасаться от качки на корме

На этом солнце начинаю засыпать, лениво обдумывая тревожную мысль про возможность застудить почки или заработать пневмонию. Кажется: со всем этим можно разобраться потом, а сейчас так хочется уснуть, ведь тошнота немного отпустила, и солнце такое ласковое…

В какой-то момент меня действительно выключает, и я валюсь набок. Это история ещё и про тех людей, с которыми ты путешествуешь. Сон на палубе - это хороший сон, но не в такой холод. Моё падение сразу заметила подруга, принесла спальник и укрыла меня. И тем самым просто спасла от последствий. Было тепло и уютно. Сон оказался глубоким, после него тошнота прошла. И робко напомнил о себе голод.

-17

Удивительно, но лучший перекус в океане - это сублимированная лапша. Маринованные огурцы и цитрусовые, сладкий чай и печеньки. Минимальный, но мощный набор. Он помогает справиться с тошнотой, и - что важно - сохранить еду в желудке.

Наконец мы дошли до бухты Бечевинская, здесь будет стоянка на ночь. Это бухта полностью кишащая медузами: от крестовиков, до чего-то покрупнее. В такой воде особо не поплаваешь, да и смотреть противно.

На берег в этот раз не сойти - он узкий, дикий и круто уходит в сопку. Вдалеке что-то шевелится и как будто перекатывается. Медведь? Но кажется меньше размером. Росомаха! Мы смотрим на неё, она смотрит на нас, немая сцена. Животное замирает, как будто оценивая, сможем ли мы подойти ближе? Вроде эти люди остаются на катере, а значит, можно продолжать заниматься своим делом. Росомаха, совершенно не боясь медуз, заходит в воду. Стоит несколько минут, а после уходит в лес, таща в зубах какую-то крупную рыбину.

Утро встречает туманом, который разрезает молоком сопки и плавно опускается на воду. Сегодня у нас день возвращения домой.

Туман не проблема для тех, кто идёт по бортовым электронным приборам. Они выручают и когда не видно, куда вести катер, и помогают эхолоцировать морское дно, чтобы катер не сел на мель. Капитан Андрей предлагает попробовать вести катер самой. “Видишь линию на приборе? Твоя задача не уходить с курса. Поворачивай штурвал в зависимости крена. Поняла? Справишься” - снабжает этим напутствием и уходит. Я держу штурвал, тревожно поглядывая то вдаль, то на приборы.

Вести катер по приборам
Вести катер по приборам

Справилась. И в награду нам всем были киты (ладно, то, что я вела катер сама к этому не имеет отношения, так совпало, что именно в этот день мы увидели серых китов). Серый кит, или горбач, ещё крупнее касатки. Кажется, что движется неторопливо, но потом вдруг уходит под воду и всплывает в где-то вдалеке через 8-10 минут. Нам повезло встретить горбача - он стал редким гостем в водах Камчатки. И поэтому вызывает такой восторг. “Покажи хвостик! Ну, покажи!” - просили мы животное, длиной до 13 метров. Кит позволил себя уговорить, махнул хвостом всего один раз и оставил нас наедине с пустотой.

В тумане идём дальше до до мыса, где можно остановиться на рыбалку. Здесь до морского дна около 10 метров и лучшего места для ловли белокорого палтуса не найти. Мужчины начали распутывать удочки, готовить наживку, обсуждать, как лучше его ловить.

Пока мужчины разбирают снасти, я фотографирую
Пока мужчины разбирают снасти, я фотографирую

Палтусы - это большие камбалы. Камбалы-переростки. Камбала легко помещается целиком на домашней сковородке (и тем удобна для приготовления), а палтус, в зависимости от своего вида, может легко достигнуть 4,5 метров. Таких гигантских мы не увидели, но поймали метровых (или чуть больше).

Это сильная рыба, которая так просто не сдаётся. Когда она начинает заглатывать наживку, следует потихоньку подгонять со дна к кромке воды, но обязательно следить за тем, чтобы рыба не глотнула воздуха. Иначе всё. Она пойдёт беситься по волнам и удержать её станет практически невозможно. А вот когда подтянешь её к кромке воды, то нужно быстро и точно пробить рыбе хребет и тем самым обездвижить. Удивительно, но несмотря на пробитый хребет и на то, что её в этот момент достают сразу несколько рук, палтус сопротивляется как исполин. По его бокам стекает красная кровь, он глотает воздух, но всё равно мощно бьёт по палубе хвостом.

Я попробовала ловить сама, и меня хватило ровно до момента, как палтус заглотил наживку. Стало ясно, что либо отдам сейчас удочку более устойчивому и сильному мужчине, либо палтус выдернет меня плавать вместе с ним. Этого не хотелось. Сила и мощь этой рыбы запомнится мне надолго.

Мы рыбачили несколько часов, поймав около десятка этих красивых рыб. Самая большая была чуть длиннее метра, а весом порядка 38 килограмм. Одной такой рыбой, на мой взгляд, можно кормить несколько семей всю неделю, что мы и попытались сделать по возращении в Петропавловск-Камчатский. Мы варили уху, делали пельмени, готовили пельмени, мариновали севиче и хё на пятерых человек. И всё равно рыба ещё осталась.

Уставший капитан Андрей
Уставший капитан Андрей

Измотанные рыбалкой и наполненные впечатлениями тёх дней, мы возвращаемся в город. Вечереет. На уже знакомых “трёх братьях” начала простреливать сотовая связь. Посыпались смс и голосовые сообщения. Показался город. Казалось, что остался последний рывок, и земля. Но именно этот рывок преодолевать сложнее всего. Время, казалось, замедлилось - это даёт знать о себе накопленная усталость. Выход в океан, с одной стороны, прочистил голову, выдул все мысли, обновил. А с другой, физически неподготовленным людям сложно.

Туман режет скалы
Туман режет скалы

Но это стоило того. Стоило настолько, что даже спустя пару месяцев после выхода, и прочитав несколько книг о морях, пересматривая фильмы Жака-Ива Кусто, я хочу обратно на катер и на несколько дней в воды океана.

Как пела владивостокская певица Олеся Ляшенко: “Если море есть, то зачем земля?”. И вправду, когда сходишь на долгожданный берег, пытаясь устоять на ровной поверхности без качки, понимаешь - чего-то не хватает. Не хватает этого простора и отсутствия горизонта. Криков чаек, полёта тупиков. Неожиданных встреч с морскими животными. Барашков на волнах и ощущения штурвала.

Полюбившийся мыс с чайками
Полюбившийся мыс с чайками

Прощаясь с морем, сразу начинаешь ждать следующей встречи. Вот только когда такая возможность появится снова?..

Тихий океан
0