Найти в Дзене
Festival-Review

Обзор на Death Stranding.

Вот и вышла наконец игра, будоражащая умы миллионов геймеров по всему миру (и людей, с играми даже незнакомых) . Игра, по трейлерам которой, записывались часовые разборы с поисками всевозможных скрытых смыслов, посланий, секретов и попытками понять, что же здесь происходит. Игра от великого гения Хидео Кодзимы. И вот спустя примерно 45-50 часов прохождения я спешу поделиться своими мыслями и эмоциями об этом творении под названием Death Stranding.

Итак. После первых сюжетных трейлеров и первых катсцен - голова вероятно будет пухнуть от количества новой и непонятной информации. Что такое Хиральная аллергия, ДУМы, темпоральный дождь? Зачем нужны дети в колбах? Что за невидимые твари? Почему они оставляют следы человеческих рук? Почему радуга в небе перевернута и почему в ней нет синего цвета? И к чему в трейлерах были солдаты-скелеты и танки времен второй мировой, покрытые щупальцами!?!
Но не переживайте, на самом деле это неведение продлится совсем недолго и уже спустя несколько часов вы прекрасно во всем разберетесь, а загадок практически не останется. Не смотря на всю кажущуюся абсурдность происходящего,
Кодзима продемонстрировал абсолютно логичный и понятный мир постапокалипсиса, рожденный в результате довольно оригинального сценария конца света. В этой игре он ловко орудует историей, приправляет все щепоткой мифологии и сдабривает приличной порцией теоретической физики частиц, не забывая философски поразмышлять о загробной жизни. За идею и концепцию и уровень проработки деталей я Кодзиме сразу готов поставить 10 из 10!

Да, порой игра создает желание запилить подобные мемасы.
Да, порой игра создает желание запилить подобные мемасы.


Live together - die alone.

Но что насчет сюжета? Здесь все не так уже однозначно. В Death Stranding особо сильно поднимается тема объединения и сплочения. Особо сильно и особо часто...Кодзима, цитируя Джека Шеппарда (из сериала Lost) - по 100 раз затирает нам о том, что нужно объединяться и если мы не научимся жить сообща, то умрем по одиночке. И, главное, что мораль предельно ясна и понятна, Кодзима не пытается тут открыть Америку (он пытается объединить Америку). Довольно очевидно, что вместе живется попроще, чем порознь...и тут я задумываюсь еще раз и понимаю, что автор не случайно это пытается вдолбить, ведь если мораль сей басни все так прекрасно понимают - почему мир тогда настолько разрознен?..

Но в игре есть и несколько других сюжетных линий и тем. Сюжет в целом интересный, во время прохождения хочется строить разные теории, концовка прекрасна и расставляет все точки над i. Но я не могу назвать его прям сверх гениальным. Он хорош, даже очень хорош, но без каких-то особых откровений. Просто хорошая красивая целостная история с несколькими маленькими побочными сюжетами для каждого из персонажей и множеством идей и мыслей, над которыми хочется и стоит задуматься после прохождения игры. Тут я бы в целом за историю дал баллов 9. С таким крутым сеттингом можно было пойти просто еще чуточку дальше, а личные истории второстепенных персонажей дожать гораздо сильнее.

Также стоит отметить способ подачи сюжета. Дело в том, что сюжет здесь подается не только через катсцены, а по большей части из кодека, различных интервью и сообщений по почте, то есть придется много(
МНОГО!) читать, чтобы разобраться в некоторых вещах или просто иметь более основательное понимание происходящего вокруг. Некоторым людям не очень нравится, когда в игре нужно пробираться через горы текста, многие просто считают это не особо важным и пропускают в итоге некоторые критические моменты.

Один из любимых мемов по игре.
Один из любимых мемов по игре.


I make deliveries. That's all.

Наверное, только ленивый не пошутил, что Death Stranding - это симулятор курьера, на 146% состоящий из ходьбы. И хоть на поверхности это действительно так - мы действительно играем за доставщика и 90% времени занимаемся перемещениями из пункта в А в пункт Б, сам процесс геймплея я нахожу очень глубоким и разнообразным, состоящим из огромного числа аспектов.

Во-первых:
Death Stranding - это путешествие. Большущее путешествие от восточного побережья Америки до западного, от Вашингтона до Лос-Анджелеса. И хоть этих городов в игре уже давно не существует(как и любых других в принципе) и Америку узнать невозможно (больше похоже на Исландию), этот поход все равно впечатляет. В этом плане игра мне очень напоминает Journey, восхитительную инди-игру, где геймплей строился как раз вокруг путешествия через красочную пустыню. Также мне вспоминается The Last of Us, где Джоел и Элли проходили очень похожий маршрут. Америка выполнена в Death Stranding в масштабе 1 к 450 примерно, но в конце все равно остается ощущение, что был пройден огромный путь.

Во-вторых: доставки - это интересно. Да,
Кодзима сделал игру о доставках, но он обвешал этот процесс просто десятками и сотнями различных механик. Нужно учитывать центры тяжести,распределение груза, стараясь сохранять баланс, чтобы Сэма не заносило, учитывать форму груза и его физические свойства, учитывать поверхность(каменистые поверхности, наклонные поверхности, скользкие поверхности), учитывать инерцию, учитывать возможные препятствия вроде гор или рек(глубину и скорость течения которых также нужно иметь ввиду),учитывать возможный ветер, учитывать состояние своей обуви, учитывать возможность темпоральных дождей(что портят твой груз, так что придется учитывать состояние груза), учитывать возможность враждебных столкновений с БТ или МУЛами, следить за состоянием своей крови, эмоциональным состоянием своего ББ, состоянием своей выносливости (что выполнена в виде трехслойной шкалы, каждый слой которой живет по своим законам) и многое многое другое! В начале игры кажется, что она просто переполнена механикам, но с каждой новой миссией их количество только растет, постоянно появляется какое-нибудь новое испытание или новый инструмент, который добавляет большей глубины геймплею. В игре есть стелс, в игре есть экшн, в игре есть элементы стратегии и ресурс менеджмента, причем как на микро уровне(что мы из инструментов или ресурсов возьмем с собой), так и на макро уровне (количество ресурсов на каждой базе свое и ограничено, плюс проходимость хиральной сети - это тоже глобальный ресурс). Death Stranding - это настоящая песочница, предоставляющая простор для фантазии, дающая безграничные возможности по прохождению, где каждая новая доставка - это маленькая задачка, способ решения которой каждый находит для себя свой.

Строить дороги  в игре очень затратно по ресурсам, но очень приятно. Преображает мир, делает Америку....больше похожей на Америку. А лайки дороги собирают просто тоннами!
Строить дороги в игре очень затратно по ресурсам, но очень приятно. Преображает мир, делает Америку....больше похожей на Америку. А лайки дороги собирают просто тоннами!

Ну и наконец, в-третьих: Death Stranding - это Social Strand Game, тот самый новый жанр, о котором говорил Кодзима. Игра обладает асинхронным геймплеем, где при подключении региона к хиральной сети - тебя, как игрока, подключают к другим таким же игрокам и ваши сессии сливаются в одну. И хоть других игроков ты никогда не увидишь, ты сможешь увидеть чужие предметы, грузы и, главное, постройки. Вы сможете вместе строить мосты, дороги, зиплайны и множество других полезных сооружений, при этом если другой игрок воспользуется вашей постройкой или вашей оставленной удачно лестницей или веревкой - вы получите лайк от этого игрока, а если ему особенно понравится ваше сооружение - то он может отсыпать вам лайков прям от души. И сами лайки ничего не значат, вы не можете на них ничего приобрести...это просто лайки, как в социальных сетях, но почему-то на душе становится теплее, когда ты заходишь очередным вечером в игру и слева появляется оповещение о полученных от других лайках и за какие свои заслуги ты их получил. И тут приходит осознание, что ты не зря старался, что кому-то ты помог. В этом на самом деле заключается магия Death Stranding. В том, что она вызывает огромное желание помочь другим, проходить игру не для себя, а для других игроков, стремление сделать чужое прохождение чуть легче, чем было твое.

И абсолютно прекрасно в этом то, как это идеально сочетается с сюжетом и главной идеей игры. Мы действительно строим связи, объединяемся и совместно делаем Америку лучше, мир становится более живым и приспособленным для жизни в нем. Я такого симбиоза сюжета с геймплеем даже и не припомню больше ни в одной другой игре. Просто выдающаяся работа!

Обалденный каст актеров. Каждый из персонажей запоминается.
Обалденный каст актеров. Каждый из персонажей запоминается.

"Человеческое тело состоит на 70% из воды. Я же на 70% состою из фильмов ."
Хидео Кодзима


Любовь
Кодзимы к кино чувствуется в каждом кадре игры. Каждая катсцена - это маленькое произведение искусства, прекрасно срежиссированное и наполненное восхитительной актерской игрой.
Мне кажется, что с таким составом, он мог бы спокойно снять фильм, ничуть не уступающий голливудским блокбастерам (
в конце игры Кодзима таки вставил почти 2 часа катсцен, которые ощущаются как целый фильм). Конечно, не обошлось и без некоторых минусов, свойственных ему: почти все(да что уж там, ВСЕ) персонажи носят говорящие имена, большая часть из которых звучит довольно глупо вне контекста, местами Кодзима слишком перебирает с киношностью, а герои общаются чрезмерно театрально, а где то проскальзывают настолько дешевые фразы или откровенно неуместные шутейки, что становится прямо неловко. Но зато во всем остальном - это просто шедевр. В игре есть такие удачные цитаты и такие круто снятые сцены, что еще долго не покинут мою память.

Актерский каст собран идеально. Все персонажи яркие и запоминающиеся.

Стоит особенно похвалить
Мадса Миккельсена в роли Клиффа, который прекрасно показал, как он одновременно хорош и в пугающих жутких сценах, где от одного взгляда бросает в дрожь, и в сценах драматических, где Мадс, даже не говоря ни слова, может передать миллион разных эмоций. Был выполнен великолепный захват движения, а лицо Мадса было воссоздано с такими мельчайшими деталями, что хочется просто аплодировать.

Также произвела впечатление игра
Троя Бейкера, сыгравшего злодея-террориста Хиггса. Такое ощущение, что Трой может сыграть какого угодно персонажа, легко меняя типажи. Мне было трудно поверить что Хиггса и Джоела (из the Last of Us) играл/озвучивал один и тот же актер. Некоторые правда обвиняют персонажа Хиггса в излишней плоскости, однако я не считаю это минусом в данном случае. Да, Хиггс - типичный хаотичный персонаж, однако это прописано сюжетом и имеет свои причины. Ну и я просто обожаю хаотик персонажей, лишенных мотивации. Так что Хиггс пришелся очень по вкусу.

Ну а за один из монологов
Дайхардмена, сыгранного Томми Эрл Дженкинсом - можно сразу давать оскара. Очень неожиданное для меня открытие. Особенно с учетом того, что этот персонаж почти всю игру проходил в маске. Но когда он ее снял - понеслась такая блестящая игра и эмоциональность, что прочно врезались в память.

Насчет главного героя
Сэма чувства неоднозначные. Нет, Норман Ридус прекрасно в этой роли смотрится. Я бы даже сказал, что роль писалась явно для него, и никто другой бы не смог сыграть ее. Другое дело, что я уже это видел...Это практически тот же персонаж, которого он играл в Ходячих Мертвецах. Найти разницу между Сэмом и Дэрилом Диксоном довольно тяжело. Проблема ли это игры? Нет, ни в коем случае. Плохой ли Норман актер? Тоже думаю, что нет. Стал ли Норман Ридус заложником образа? Вот тут, пожалуй, да.

По поводу ролей
Лии Сейду, Маргарет Куэлли, Гильермо Дель Торо, Николаса Виндинг Рефна и Линдси Вагнер говорить особо не буду. Девченки смотрятся на своих местах, актеры озвучки для Дель Торо и Николаса Рефна подобраны очень хорошо и, на мой взгляд, прекрасно вяжутся с их внешностью. Омоложение Линдси Вагнер очень понравилось.
Не припомню, чтобы кто-то в играх такое еще делал.

-6

Что можно сказать о графике в Death Stranding? Она невероятная. Мир очень красив, некоторые виды в игре просто завораживают. Да, мир здесь пуст и безжизнен, еще бы - с неба льет дождь, что старит все, к чему касается, а невидимые мертвецы тянут свои ладони к живым, стремясь аннигилировать и превратить территорию в решето из кратеров, что разумеется потрепало эти земли. Но даже пустыню можно сделать очень красиво, как было в Journey. И здесь все именно так. Детализация просто сумасшедшая. Не раз я останавливался в своих путешествиях, просто чтобы полюбоваться видами. Все эти холмы, горы, речки и ручейки, поля, озера, кратеры, небо, радуги, бури и супер ячейки - все выполнены на высочайшем уровне. И ландшафт постоянно меняется, что и глаз радует и гейплейно меняет игру.

А дополняет великолепную графику не менее великолепная музыка.
Кодзима сделал меня просто фанатом группы Low Roar. Чаще всего во время путешествий будут играть песни именно этого коллектива, спокойные, душевные, релаксивно-медитативные, которые мгновенно наводят настроение на нужный лад. Дополнять их будет парочка песен от Silent Poets и CHVRCHES вместе с саундтреком от композитора Людвига Форселла, который также всегда очень к месту и содержит в себе отличные темы (особенно тема ББ!)

Ну и не стоит забывать о саунд-дизайне.
Death Stranding звучит восхитительно. Звуки природы, звуки шагов, ужасающие БТ и тревожные крики твоего ББ - все звучит очень натурально. Особенно крики ББ, для которых вывод предусмотрен на динамик на джойстике. Не так часто разработчики используют этот проклятый динамик - но здесь он очень удачно. Когда ты пробираешь через лес, полный БТ, а твой ребенок орет в колбе, а звук доносится где-то на уровне твоего живота - это очень способствует погружению в атмосферу.

-7

Итого. Death Stranding - игра не для всех (безумно заезженная фраза, сказанная буквально каждым, кто играл). Более того, вы, скорее всего, либо полюбите эту игру, либо возненавидите ее. Это, наверное, самая биполярная по оценкам игра на моей памяти. Лично я эту игру очень полюбил. Да, она несовершенная, да, в ней множество минусов, есть какие-то косячки в сценарии, есть безусловные проблемы в геймдизайне, такие как бесконечные однообразные анимации, которые можно скипнуть(но сложно) и которые скипнуть нельзя, очевидны проблемы с недостатком людей при разработке (огромное количество персонажей близнецов). И все же не смотря на все эти недостатки - эта игра наполнена множеством плюсов, которых мне очень сильно не хватает в современной игровой индустрии. Death Stranding - это настоящий творческий порыв и смелый социальный эксперимент, созданный не ради денег или в угоду кому-то, а сделанный от сердца, с огромной любовью и уникальным авторским стилем и взглядом на вещи. Игра не идеальна. Но она подарила мне свежие эмоции и новые ощущения, затянула меня с головой на много часов и продолжает тянуть к себе дальше. Так что за общее качество игры я бы поставил 9 из 10. Но за смелость и новый взгляд - 12 из 10. Игра года и одна из самых важных игр десятилетия. И искренне желаю, чтобы другие разработчики могли так творить, как это делает Хидео Кодзима.