Сюжет о последней трапезе Христа и его идейных товарищей многим хорошо знаком. И конечно, художники часто к нему прибегали в своих работах, каждое исполнение вечери имеет свои особенности, но у самого эпатажного художника ХХ века оно настолько невероятное, что сложно его сравнивать с классиками.
Больше чем Дали, известна другая работа на эту тему, кисти Да Винчи, конечно же. Известный возрожденец Леонардо изобразил соратников Христа в более классическом виде, хотя с большими примесями символизма.
Стоит ли вообще сравнивать эти работы? Фреска да Винчи и монументальная картина Сальвадора имеют одну концепцию, но такую фундаментально разную подачу.
Дали – великий игрок иллюзорного мира. Он создавал идеи на холстах, отрицая понятия банальной красоты, хотя и она была ему не чужда. Он вознес сюрреализм на вершину своего творчества, хорошо зарабатывал не только на искусстве, но и на рекламе, а также своих эпатажных выходках.
Для первой половины ХХ века, которая только-только прощалась с ханжескими установками, личность испанского художника стала выдающейся фигурой, диктующей новые тренды.
Свой шедевр «Тайная вечеря» Дали окончил в 1955 г. Мнение общественности насчет работы сразу разделилось: кто-то посчитал ее очередным жалким трюком, а кто-то наоборот, новым словом в религиозной живописи. Тем не менее, картина имеет ряд очень занимательных особенностей.
Обстановка.
У Дали вид трапезной очень современный. Панорамные окна над столом раздвигают пространство до пределов холста, за ним же – вполне обыденный южный пейзаж. Возможно этим Дали хотел показать связь его работы с итальянцем да Винчи, ведь такие приемы были характерны именно для живописи Италии эпохи Возрождения.
Идеальная симметрия.
Христос – центр картины и единственный, кто выражает динамику за столом. Поза его эмоциональна, он поднял руку в рассуждающем жесте. А вот апостолы – наоборот, совершенно замкнутые образы, идеально симметрично окружающие Христа, подобно «крыльям бабочки».
Святой дух.
Именно такую роль приписывают торсу, парящему над столом. Но судя по его позе с распростертыми руками, главная отсылка здесь к скорому распятию Христа. Впрочем, может иметься в виду и то и другое. Дали намекнул, что это –тот самый момент, когда Христос размышляет о скором предательстве и собственной кончине.
Идеальная перспектива.
Тут Дали был математически точен. Складывается четкое впечатление, что для прорисовки стола он прибегал к геометрии, настолько перфекционистски он его изобразил.
Так же можно обратиться к символическому образу стола вообще в христианстве, который, как правило, соотносится с алтарем или жертвенником. Дали рисует стол идеальным каменным массивом, как символ, может быть, стойкости религиозных убеждений или неизбежности жертвы Христа.
Всего лишь сон.
Многие картины Дали похожи на сюрреалистический кошмар. А если учесть, что художник разделял взгляды Фрейда и увлекался психоанализом, его образы бушующего подсознания более понятны.