Здравствуйте, друзья!
Открою вам небольшой секрет: мои походы по блошиным рынкам начались не с бижутерии или книг, а с поиска куклы детства моей мамы. Поиски привели к огромной любви к старым куклам и игрушкам, которые часто требовали ремонта. Было это много лет назад, знаний накопилось немало, и сегодня я решила поделиться с вами процессом..
Итак, попала ко мне такая девочка..
На первый взгляд, выглядела она неплохо. Но время разбора куклы для мытья и перетяжки резинок передо мной предстала вот такая картина:
Сколы на теле и голове, следы клея, лака для ногтей. Сразу скажу, меня никто не обманывал, я знала, что покупаю "пациента").
Перед ремонтом кукол я вооружаюсь вот таким набором материалов:
Шпатлевка нужна для заделывания крупных сколов и трещин, грунт - для придания окончательной ровности поверхности перед покраской. самозатвердевающая масса - для восстановления утраченных кусков пластика. А без ПВА не обходится ремонт практически ни одной куклы с частями из папье-маше. В правом нижнем углу фото - моя недавняя находка, без которой я теперь как без рук. Это гипсовый бинт. Ниже я покажу, для чего он мне нужен. Простой гипс тоже необходим.
Ну и, конечно, всевозможные пинцеты, шпатели, корнцанги, ножи, плоскогубцы, кисти, ножницы, наждачная бумага разной зернистости.
В первую очередь, я разрезаю старую резинку внутри и разбираю куклу.
Парик пришлось снимать долго и аккуратно, чтобы избежать потери волосков, так как он был намертво приклеен "Моментом". Также немало сил ушло на аккуратное снятие капель "Момента" с лица куклы. Я это делаю палочкой для маникюра с резиновым кончиком, постепенно стирая ею клей без вреда для родной краски куклы. Далее - купание всех пластиковых частей в теплой воде с мылом. Тело из папье-маше я обрабатываю влажными салфетками, сразу, в ту же секунду вытирая насухо. Изнутри: пыль вытягиваю пылесосом, протираю влажной салфеткой, намотанной на пинцет и опрыскиваю спиртом из пульверизатора. Вообще, дезинфекция старых игрушек - это тема для отдельной статьи.
Парик я помыла шампунем и обработала кондиционером для волос, предварительно вынув картонный пейт (затылок) и также почистив его. Парик был в хорошем состоянии, только грязный, поэтому больше ничего не потребовалось.
После того, как всё высохло, приступила к ремонту ножки. Предыдущий реставратор заткнул дыру ватой и залил супер-клеем. Вату ликвидируем перед купанием. А дальше мне и пригодился гипсовый бинт. Режу его на небольшие кусочки, окунаю их в воду и формирую основу для пяточки.
После высыхания бинт превращается в "дубовую" конструкцию, этакий каркас. Далее из самозатвердевающего пластика формирую пятку, сушу, шлифую, грунтую, крашу. Самое трудное во всём процессе - подобрать краску в тон остального тела.
Получилось вот что:
В одном из отверстий для ног тоже была дыра. Её также заделываю бинтом, для верности промазываю ПВА. Получилось очень прочно. Потом всё это также шлифуется - грунтуется - красится.
То же самое с телом - все трещинки и сколы ликвидируем и красим.
А дальше начались трудности. Кто-то до меня просто вставил глазки куклы в глазницы и залил их моментом. Кукла не моргала, веки и ресницы были испорчены. Вот так это выглядело изнутри:
Далее по шагам: осторожно освобождаем глаза, приклеиваем на место вырванные клеем реснички, грунтуем веки, красим, покрываем лаком. Чтобы кукла "засыпала", нужен был грузик. Я сделала маленький мешочек из обычного пакета, залила туда гипс и засунула глазную проволоку до высыхания. Получился цилиндрик, который выравнивается-шлифуется до эстетичного вида.
Ремонт глаз отнял у меня несколько дней (и немало нервов)). Поэтому на радостях я забыла сделать фото. Установила их так же, как на этом фото:
Вставила в глазницы и сделала две опоры из гипса по бокам. Как только гипс чуть подсохнет, надо аккуратно пошевелить, "проморгать" глаза, формируя полости в гипсе. Не всегда это получается с первого раза.
Когда все работы завершены, делаем перетяжку куклы резинкой (это тоже тема для отдельной статьи), надеваем парик, делаем прическу, стираем-чиним одежду.
И вот, получился такой замечательный и здоровый ребёнок без травм)
Самое главное для меня в процессе ремонта - не навредить, не уронить, не разбить нечаянно хрупкие глаза. Не перестараться, ограничиться минимальным необходимым ремонтом. Я стараюсь максимально сохранить исторический облик куклы, например, никогда не перекрашиваю куклу целиком, пусть она будет со следами своей истории.. Ну и, конечно, нельзя забывать о собственном здоровье - работать в перчатках и респираторе, особенно при шлифовке.
На сегодня всё! Надеюсь, вам было интересно! Я постаралась максимально кратко описать процесс, а если у вас есть вопросы - задавайте, я с удовольствием отвечу!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки!
А другие мои статьи можно почитать здесь: