Найти тему
Фёдор Фёдоров

АЛЕКСАНДР ПУШКИН И ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ. "НАШЕ ВСЁ" ХIХ И ХХ ВЕКА

РУБРИКА "ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО"

Если понравится материал, не забудьте перейти по ссылке и подписаться на "Фан-группу Владимира Высоцкого в ВКонтакте:

https://vk.com/club68159637

-2

Для русской литературы Александр Сергеевич Пушкин – фигура ключевая. Он не только был реформатором и основоположником нового русского литературного языка. Творчество Александра Сергеевича оказало поистине грандиозное влияние на дальнейшее развитие русской литературы и вдохновляло её величайших гениев. Фёдор Достоевский когда-то отметил: «не было бы Пушкина, не было и последовавших за ним талантов».В ХХ веке одним из таких «последовавших», но очень уникальных, талантов, был, безусловно, Владимир Высоцкий, которого ныне даже величают «Пушкиным ХХ века».

И НА ОБЛОМКАХ САМОВЛАСТЬЯ НАПИШУТ НАШИ ИМЕНА…

Почему именно Владимира Высоцкого называют «Пушкиным ХХ века, а не кого-то другого из внушительного и количеством, и содержанием сонма великих русских поэтов. На это есть это внушительные по содержанию несколько причин:

1) Если говорить о широте, разнообразности тематики произвдеений, и Пушкин, и Высоцкий, что называется, сумели «объять необъятное»;

2) Каждый из них был для своего времени настоящим "гласом народа". Александр Сергеевич даже выразил это в своём «Памятнике нерукотворном»:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

Кстати, поэт, можно сказать, даже немного ошибся, потому-что не только по Руси великой, а и далеко за её пределами.

3) Сходство характеров и нравов. Например, ни для кого ни секрет, что оба поэта вели очень активный образ жизни, кутили подчас «на всю катушку»;

4) В творчестве как Пушкина, так и Высоцкого очень ярко и широко выражен юмористический, сатирический элемент. И даже многие серьёзные произведения авторов проникнуты искренним оптимизмом, жизнерадостностью, любовью к Жизни. Их поэзия подарила читателям, слушателям позитив, оптимистичный заряд, которые так нужны, чтобы «жить и строить»;

5) Схожесть тем, мотивов, образов. К тому же, в поэзии Владимира Семёновича очень большое, может быть, рекордное, количество отсылок к творчеству и личности Александра Сергеевича:

"Так что, в общем, не секрет,
Лукоморья больше нет,
Всё, про что писал поэт, это бред."
("Лукоморья больше нет", 1967)

"Мед и пиво предпочел зелью приворотному,
Хоть у Пушкина прочел: "Не попало в рот ему..."
("Бывало, Пушкина читал всю ночь до зорь я...", 1967)

"С меня при цифре 37 в момент слетает хмель.
Вот и сейчас - как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лег виском на дуло."

("О фатальных датах и цифрах", 1971)

"Вот две строки — я гений, прочь сомненья,
Даёшь восторги, лавры и цветы!
Вот две строки:
"Я помню это чудное мгновенье,
Когда передо мной явилась ты"! "

("Песенка плагиатора, или Посещение Музы", 1969)

"Мир — как театр", — так говорил Шекспир.
Я вижу лишь характерные роли:
Тот — негодяй, тот — жулик, тот — вампир, —
И всё... как Пушкин говорил: "...чего же боле?».
(«Песня Геращенко», 1968)

«Другой, быть может, и запил -
А он махнул рукой:

«Что я, - когда и Пушкин был
Всю жизнь невыездной!»

(«Жил –был один чудак, 1973)

«Вечность и тоска – игрушки нам»
Наизусть читаем Пушкина,
А кругом – космическая тьма.»

(«Песня космических негодяев», 1966)

Произведение «Песня о вещем Олеге»(1967) и вовсе является вольной интерпретацией пушкинской «Песни о вещем Олеге».

Сходные мотивы содержат «богохульные» пушкинская «Гаврилиада» и высоцкая «Песня про плотника Иосифа, Деву Марию, Святого Духа и непорочное зачатие».

Этот перечень совпадений можно назвать общепринятым. Но я бы так же включил в данный список очень схожие между собой эмоциональность, порывистость, стремительность поэзии обоих авторов, более того, я бы выразился так, что их поэзия часто очень «деловая», призывает к реальным поступкам и действиям.

С моей точки зрения показательны, например, строки поэтов о России:

"Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!"

(Александр Пушкин)

"Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами,-
Если до крови лоскут истончал,-
Залатаю золотыми я заплатами -
Чтобы чаще Господь замечал!"

(Владимир Высоцкий)

"Деятельность" дошла даже до того, что оба при жизни воздвигли себе "памятники" в стихах. Разные "памятники", но всё-же очень схожи смелым, свободным порывом!

"И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал."

(Александр Пушкин)

"И паденье меня и согнуло,
И сломало,
Но торчат мои острые скулы
Из металла!
Не сумел я, как было угодно -
Шито-крыто.
Я, напротив,- ушел всенародно
Из гранита."

(Владимир Высоцкий)

Два поэта вовсе, с моей точки зрения, похожи скорее «внутренней музыкой» стиха, «внешний» текст сопоставлять довольно сложно, в силу уникальной неповторимости и оригинальности обоих творцов (и в ней, кстати, причина сравнения не в последнюю очередь!).

Александра Пушкина и Владимира Высоцкого часто изображаютна живописных работах. На фото - картина неизвестного авторства, Высоцкий поёт Пушкину знаменитую "Антисказку", созданную по мотивам сказочных произведений Александра Сергеевича
Александра Пушкина и Владимира Высоцкого часто изображаютна живописных работах. На фото - картина неизвестного авторства, Высоцкий поёт Пушкину знаменитую "Антисказку", созданную по мотивам сказочных произведений Александра Сергеевича


В ОБИТЕЛЬ ДОЛЬНУЮ ТРУДОВ И ЧИСТЫХ НЕГ…

Более того, Высоцкий сам относился к Пушкину с особым чувством. Хотя в анкете 1970 года своим любимым поэтом он назвал Беллу Ахмадулину, Александр Сергеевич всё равно был вне конкуренции, являлся, для него "поэтом поэтов":

В прошедшем «я любил» – печальнее
могил, –
Все нежное во мне бескрылит и
стреножит,
Хотя поэт поэтов говорил:
«Я вас любил, любовь еще, быть
может...».

(«Люблю тебя сейчас…», 1973)

В американском фильме о Владимире Высоцком «Пророков нет в Отечестве своём», снятом в 1982 году, великий, всемирно известный танцовщик, друг Владимира Семёновича Михаил Барышников рассказал любопытный эпизод, ведущий к "истокам" поэзии великого барда. В Ленинграде, вскоре после их знакомства, они с Владимиром Высоцким поехали на Чёрную речку, к месту дуэли Пушкина, и Высоцкий сказал: «Вот отсюда всё началось». По признанию самого барда, именно на повороте недалеко от Чёрной речки к нему пришли первые строки первой песни. Прямо мистика какая-то!

Более того, не только началось, но и закончилось. Последняя роль Владимира Высоцкого в кино - Дон Гуан в "Маленьких трагедиях", поставленных по пушкинскому "Каменному гостю".

Владимир Высоцкий в роли Дона Гуана (к/ф "Маленькие трагедии", 1979)
Владимир Высоцкий в роли Дона Гуана (к/ф "Маленькие трагедии", 1979)

А вот уж совсем красноречивые факты приводит в своей книге "Владимир, или Прерванный полёт" Марина Влади:

"Единственный поэт, портрет которого стоит у тебя на столе, — это Пушкин. Единственные книги, которые ты хранишь и время от времени перечитываешь, — это книги Пушкина.

Единственный человек, которого ты цитируешь наизусть, — это Пушкин. Единственный музей, в котором ты бываешь, — это музей Пушкина. Единственный памятник, к которому ты приносишь цветы, — это памятник Пушкину. Единственная посмертная маска, которую ты держишь у себя на столе, — это маска Пушкина.

Ты говоришь, что Пушкин один вмещает в себе все русское Возрождение. Он — мученик, как и ты, тебе известна каждая подробность его жизни, ты любишь людей, которые его любили, ты ненавидишь тех, кто делал ему зло, ты оплакиваешь его смерть, как будто он погиб совсем недавно. Если воспользоваться словами Булгакова, ты носишь его в себе.

Он — твой кумир, в нем соединились все духовные и поэтические качества, которыми ты хотел бы обладать.

...На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дольную трудов и чистых нег."

Рабочий стол Владимира Высоцкого в музее поэта и актёра в театре на Таганке. Вверху на стене величественно возвышается портрет А.С.Пушкина
Рабочий стол Владимира Высоцкого в музее поэта и актёра в театре на Таганке. Вверху на стене величественно возвышается портрет А.С.Пушкина


Строки, приведённые Мариной Влади, действительно очень показательны. Пушкин замышлял "побег", а Высоцкий уже стремился этот побег совершить. Вспомним те же "Очи чёрные":

"И из смрада, где косо висят образа,
Я, башку очертя гнал, забросивши кнут,
Куда кони несли да глядели глаза,
И где люди живут, и - как люди живут."

Неправда ли созвучны "обитель дольная трудов и чистых нег" и "где люди живут, и - как люди живут"?!

Свободолюбивые, ищущие справедливости, освобождения личного и всенародного... Пылко стремящиеся к добру, милосердию, дружбе, Любви...

Кстати, что Пушкин, что Высоцкий имели огромное количество друзей, и среди них было немало знаменитейших и самых уважаемых людей своего времени. А уж как влюблялись, - и говорить нечего!

Несмотря на многочисленные романы влюбчивых лириков, в жизни каждого была, без сомнения, одна главная женщина. Для Александра Сергеевича - Наталья Гончарова, для Владимира Семёновича - Марина Влади. И оба величали их не иначе как "Мадоннами" (ещё одно творческое совпадение!):

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

(Александр Пушкин)

Не сравнил бы я любую с тобой,
Хоть казни меня, расстреливай.
Посмотри, как я любуюсь тобой, -
Как Мадонной Рафаэлевой!

(Владимир Высоцкий)

До чего похоже любуются!

«Я НЕ ЛЮБЛЮ ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ГОДА, КОГДА ВЕСЁЛЫХ ПЕСЕН НЕ ПОЮ…»

Продолжая "женскую" тему, также не лишним будет отметить, что оба поэта с "нешуточным" юмором обратились к даме, без которой творить не может ни один поэт - к Музе!

"Я щас взорвусь, как триста тонн тротила, —
Во мне заряд нетворческого зла:
Меня сегодня Муза посетила —
Посетила, так немного посидела и ушла!

У ней имелись веские причины —
Я не имею права на нытьё, —
Представьте: Муза... ночью... у мужчины! —
Бог весть что люди скажут про неё."

(Владимир Высоцкий)

О муза пламенной сатиры!
Приди на мой призывный клич!
Не нужно мне гремящей лиры,
Вручи мне Ювеналов бич!..

...О, сколько лиц бесстыдно-бледных,
О, сколько лбов широко-медных
Готовы от меня принять
Неизгладимую печать!

(Александр Пушкин)

Что касается сатиры, оба были тоже превосходны в этом жанре. У Александра Сергеевича это в основном эпиграммы, у Владимира Семёновича – так называемые «песни-ситуации». Огромное значение юмор и сатира имеют в сказках Пушкина и Высоцкого. Кстати Владимир Семёнович является также автором шуточной травестийной «Антисказки» под названием «Лукоморья больше нет», в которой пушкинские сказочные события с горькой иронией, сарказмом и фарсом переносит в реальную жизнь:

«Здесь и вправду ходит кот, как направо - так поет,
Как налево - так загнет анекдот,
Но ученый сукин сын - цепь златую снес в торгсин,
И на выручку один - в магазин.»

Сказки Пушкина – это вообще отдельная тема. Они с нами с самых ранних лет. Их читали нам на ночь наши родители, более того, по ним были сняты замечательные советские мультфильмы, и как многим из нас, детишек, хотелось, наверно, «пролезть» в телевизор, чтоб «самому там быть, мёд-пиво пить…». Сказочный мир Владимира Высоцкого только начинают открывать для себя широкие читательские массы. Несмотря на несколько горьких произведений в этом жанре, сказки Высоцкого безгранично искренни и добродушны:

И не такие странности в Стране Чудес случаются!
В ней нет границ, не нужно плыть, бежать или лететь,
Попасть туда не сложно, никому не запрещается,
В ней нужно оказаться — стоит только захотеть.

("Песня Кэрролла", 1975)

Помимо этого, стоит отметить, что поэты оказались ещё и отличными прозаиками. Правда, до «пушкинской» прозы уровень прозы «высоцкой» не дорос, но знаменитый бард создал многообещающие, яркие, очень оригинальные прозаические произведения. В отдельных, показательных эпизодах «Романа о девочках» Владимира Высоцкого исследователи даже отмечают явное влияние «Евгения Онегина». Проживи Владимир Семёнович подольше, может быть мы бы ещё и узнали большого русского прозаика. Но история сослагательного наклонения не знает…

Когда-то русский писатель и оригинальный мыслитель Аполлон Григорьев заметил: «Пушкин и Россия – тема необъятная…». Учитывая серьёзную, в первую очередь, духовную связь, а также творческое сходство Владимира Высоцкого с Александром Пушкиным, особое отношение со стороны Владимира Семёновича к «поэту поэтов», точно также, наверно, можно сказать: «Пушкин и Высоцкий – тема необъятная». И уверен, что в своих публикациях о Владимире Семёновиче к «необъятной» я вернусь ещё не раз.

Ещё одна живописная работа, картина "Поэты А.Пушкин и В.Высоцкий" (автор - известный художник Эдуард Дробицкий)
Ещё одна живописная работа, картина "Поэты А.Пушкин и В.Высоцкий" (автор - известный художник Эдуард Дробицкий)