Найти тему
Русская Галерея

Монстры войны и вареные бобы

«Сюрреализм — это я». Эти слова, как никакие другие, характеризуют Сальвадора Дали и его творческую философию. Мастер без хвастовства называл себя «единственным непогрешимым сюрреалистом всех времен». Свой живописный метод Дали характеризовал как «параноидально-критическая деятельность». Позже художник разъяснит, что такое сюрреализм в его понимании: «спонтанный метод иррационального познания, основанный на поясняюще-критическом соединении бредовых явлений».

Критики, искусствоведы вслед за самим мастером признавали его лидером сюрреализма. Творения этого художника запоминаются, врезаются в память, не оставляют равнодушными, даже если зритель не смог расшифровать послания автора. Но до сих пор приводят в недоумение и простых посетителей галерей, и критиков, художников.

-2

Главная сила таланта Сальвадора Дали — уметь видеть образы для своих произведений буквально во всем. Почти любой предмет становился для него источником фантазии, удивительной выдумки, неожиданного изображения.

-3

Теперь становится ясным, как картина «Мягкая композиция с вареными бобами» (1936) может быть связана с предчувствием художником Гражданской войны в Испании. Сальвадор Дали занимает сторону фалангистов. Восхищается Франко — считает, что генерал сделает для страны больше, чем любое другое правительство. Но тут видно противоречие: с одной стороны — прославление диктатора, а с другой — создание одной из самых своих впечатляющих, ужасающих работ.

-4

«Мягкая конструкция с вареными бобами» — изображение двух огромных монстров-мутантов, будто бы созданных из случайным образом сросшихся кусков человеческого тела. Одно существо — только тазобедренная часть с наросшими деформированными руками. Второе — грудь, одна нога и искаженное страданием лицо.

Монстры-мутанты сцепились между собой в вечной жестокой схватке. И зрителю кажется, что это части одного тела, в безумии разорвавшего себя на куски. Почему же мягкая конструкция? Изображенные существа, несмотря на свою жесткость, не выглядят железными, монолитными — кажется, что через мгновение они порвут друг друга. Сравнение их с вареными бобами тут очень символично.

Отвратительного вида монстры контрастируют с пейзажем, написанным Сальвадором Дали в традициях реалистического искусства. Тут невысокая горная гряда, миниатюрный город со старинными домиками. Линия горизонта искусственно занижена, чтобы гиперболизировать мутантов первого плана. Она же привлекает внимание к необъятному небосклону с огромными летящими облаками. Нагнетание туч еще больше накаляет обстановку жестокой борьбы.

-5

С этой небольшой, но пугающей картины начинается антивоенная тема в творчестве Дали. Художник расскажет потом, что его монстры — это не только призраки надвигающейся Гражданской войны, но и всех войн вообще. Критики признают за работой подлинную монументальную выразительность на фоне эмоционального контраста. Противопоставление безмятежного и спокойного пейзажа схватке двух иррациональных созданий призвано предостеречь разум, сообщить о надвигающейся страшной беде.